D I S C O V E R Y
 

«Человеческие зоопарки»: шокирующая тайна западного мира

 

Филиппинцы в набедренных повязках сидят в кругу на Кони-Айленде в Нью-Йорке в начале 20-го века. За ними из-за ограждения наблюдают толпы американцев.


Эти шокирующие редкие фотографии демонстрируют, как в так называемых «человеческих зоопарках» по всему миру держали в вольерах «примитивных туземцев», чтобы западные люди могли посмотреть и поглумиться над ними. Ужасающие снимки – некоторые из них были сделаны совсем недавно, в 1958 году – показывают жестокое обращение с чернокожими и азиатскими людьми, ставшими живыми экспонатами, которые привлекали миллионы туристов.

В конце 19-го и начале 20-го веков западный мир отчаянно стремился своими глазами увидеть «диких», «примитивных» людей, описанных исследователями и авантюристами, которые искали новые земли для колониальной эксплуатации. Чтобы удовлетворить всеобщее любопытство, тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америк были привезены в Соединённые Штаты и Европу (часто при сомнительных обстоятельствах), чтобы стать обитателями «человеческих зоопарков».

Человеческие зоопарки можно было найти в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий владелец зоопарков в Европе, в 1874 году решил устроить выставку самоанцев и саамов, представив их как «чисто природные» популяции. В 1876 году он послал своего сотрудника в египетский Судан и поручил ему привезти оттуда партию диких зверей и нубийцев. Выставка нубийцев имела большой успех в Европе и гастролировала по Парижу, Лондону и Берлину.

В 1880 году Хагенбек направил агента в Лабрадор, чтобы найти несколько эскимосов (инуитов); они впоследствии были выставлены в его гамбургском зоопарке. Другие этнологические экспозиции включали египетские и бедуинские копии поселений. Целью Хагенбека было познакомить свою аудиторию с различными способами существования и образами жизни.

Маленькая филиппинская девочка сидит на деревянной скамье в вольере на Кони-Айленде (штат Нью-Йорк). Это была очередная ужасающая выставка 1906 года.


В 1878 и 1889 годах Всемирная ярмарка в Париже презентовала «Чёрную деревню». На Всемирной выставке 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, главной достопримечательностью были 400 представителей коренных народов. Всемирная выставка 1900 года представила знаменитый народ, живущий на Мадагаскаре, в то время как Колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 года) и Париже (1907 и 1931 года) продемонстрировали людей в клетках, в обнажённом или полуобнажённом виде. Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев её посетило 34 миллиона человек, в то время как меньшая контрэкспозиция под названием «Правда о колониях», организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей.

В 1904 году апачи и игороты (из Филиппин) были представлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе в рамках летних Олимпийских игр 1904 года. США в результате испано-американской войны приобрели новые территории, такие как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, что позволило им «продемонстрировать» некоторых из местных жителей.

В 1906 году Мэдисон Грант – светская львица, евгеник, антрополог-любитель и глава Нью-йоркского зоологического общества – выставила конголезского пигмея Оту Бенгу в Зоопарке Бронкса в Нью-Йорке вместе с обезьянами и другими животными. По просьбе Грант директор зоопарка Уильям Хорнадей поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, затем с орангутангом по кличке Дохонг и попугаем и назвал его «Недостающим Звеном», выдвинув предположение, что с точки зрения эволюции африканцы вроде Бенги были более близкими родственниками обезьян, чем европейцы. Это вызвало протесты со стороны городских священнослужителей, однако общественность, как сообщается, была в восторге от представленного зрелища.

Бенга стрелял по мишеням из лука и стрел, плёл бечёвку и боролся с орангутангом. Согласно The New York Times, «мало кто высказывал вслух возражения против содержания человека в клетке с обезьянами в качестве компаньонов». Разногласия вспыхнули, когда чернокожие священнослужители города сочли это сильным оскорблением. «Мы считаем, что наша раса испытывает сильное давление и без того, чтобы выставлять одного из нас вместе с обезьянами, – заявил преподобный Джеймс Гордон, суперинтендант сиротского приюта для цветных Говардов в Бруклине. – Мы считаем себя достойными того, чтобы считаться человеческими существами, обладающими душой». В понедельник, 8 сентября 1906 года, спустя всего два дня, владельцы зоопарка решили закрыть выставку; Бенгу выпустили из клетки, и он свободно бродил по территории зоопарка, часто в сопровождении толпы, которая издавала вопли и крики, а также глумилась над ним.

Африканская девочка на выставке 1958 Expo в Брюсселе (Бельгия). Она была частью экспозиции под названием «Деревня Конго», за которой посетители наблюдали из-за деревянного забора.


В человеческих зоопарках начала 20-го века коренные народы сталкивались с рядом проблем. Члены африканских племён должны были носить традиционную одежду, которая подходила для экваториальной жары, даже при декабрьских минусовых температурах, а филиппинских деревенских жителей заставляли выполнять сезонный ритуал поедания собак снова и снова, чтобы шокировать публику. Нехватка питьевой воды и ужасные санитарные условия привели к вспышке дизентерии и других болезней.

В большинстве случаев людям, которые поневоле стали экспонатами «человеческих зоопарков», ничто не мешало сбежать, но подавляющему большинству, особенно тем, кто был привезён с других континентов, некуда было податься. В искусственно созданных «этнических деревнях» коренным жителям предлагалось выполнять типичные повседневные задачи, демонстрировать «примитивные» навыки, такие как изготовление каменных орудий и ритуалы пантомимы. В некоторых шоу коренные жители участвовали в липовых боях или испытаниях на силу и стойкость.

Однако вовсе не возмущение по поводу порабощения людей положило конец «человеческим зоопаркам». В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, и после неё общественность переключила своё внимание с легкомыслия на геополитический конфликт и экономический коллапс. К середине 20-го века телевидение вытеснило цирки и передвижные «зоопарки» — «человеческие» или животные — и стало предпочтительным способом развлечения. И тогда демонстрация коренных народов ради забавы вышла из моды.

Немецкий зоолог Лутц Хек (слева) изображён со слоном и семьёй, которую он привёз в Берлинский зоопарк в Германии в 1931 году.

Профессор Лутц Хек, директор Берлинского зоопарка, в 1931 году привёз представителей африканского племени сара-каба, которые были выставлены на всеобщее обозрение. Шарфы, прикрывающие рты женщин, прячут их губные пластины.

Оригинальная подпись к этой фотографии – «Каннибалы несут своего хозяина». Всемирная выставка в Чикаго (штат Иллинойс), 1893 год.

На этой фотографии коренные жители участвуют в стрельбе из лука на мероприятии под названием «Олимпийские игры дикарей» (Сент-Луис, штат Миссури, 1904 год).

Игороты из Филиппин в набедренных повязках несут барабаны и танцуют на Всемирной выставке 13 ноября 1904 года.

На Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) в 1958 году была представлена сенегальская деревня. Выставки, проводимые по всему западному миру, были призваны подчеркнуть культурную разницу между европейцами и людьми, которые считались примитивными.

Немецкий кайзер Вильгельм II приветствует эфиопов, которые стоят за деревянным забором, в Гамбурге, Германия, в 1909 году.

Ота Бенга, конголезец, выставленный в Нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году, был назван «недостающим звеном» эволюции. Более 40000 человек приходили посмотреть на него каждый день. Он часто подвергался насмешкам со стороны толпы.

Вождь и его совет стоят на фоне копий вигвамов в «человеческом зоопарке» на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури.

Этот неизвестный африканец был выставлен в качестве экспоната на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури. На обеих фотографиях были нацарапаны слова «недостающее звено».

Ужасные условия, в которых жил Ото Бенга (второй слева), выставленный в Нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году, вызывали возмущение общественности. В конце концов, его освободили. Однако шесть лет спустя он покончил с собой, оказавшись не в состоянии приспособиться к американскому образу жизни.

Эта фотография называется «Встреча крайностей – цивилизованные люди и дикари наблюдают за спасателями». Она показывает сцену на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года. Туристы наблюдают за людьми, которых считали «примитивными».

Этот эскимосский ребёнок, изображённый с собакой, родился на Всемирной выставке в Чикаго. Впоследствии его перевели на Всемирную выставку в Сент-Луисе в 1904 году.

Недалеко от филиппинской выставки на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе герой апачей Джеронимо (на фото выше) позировал перед туристами и раздавал автографы.

Египетская танцовщица на Всемирной выставке в Чикаго (штат Иллинойс, США) в 1893 году.

Ота Бенга, конголезец, в Нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году.

На фото изображён мужчина в традиционной одежде и головном уборе на Всемирной выставке в Чикаго (штат Иллинойс) в 1893 году.

В «человеческих зоопарках» выставляли в качестве экспонатов даже детей. Этот малыш был среди других на Всемирной выставке в Чикаго, штат Иллинойс, примерно в 1891 году.

Ота Бенга был освобождён после того, как его содержание в ужасных условиях вызвало возмущение со стороны общественности. Однако шесть лет спустя он совершил самоубийство, поскольку так и не смог привыкнуть в американской жизни.

Объекты африканской выставки в Осло (Норвегия), 1914 год.

Неизвестные участники выставки людей в Осло, Норвегия, 1914 год.

Конголезское племя пигмеев танцует на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году.


Источник: rarehistoricalphotos.com

07-12-2019 | Просмотров: 4062
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать