D I S C O V E R Y
 

Самые дорогие птицы Америки

 

Книга Джона Джеймса Одюбона, напечатанная в первой половине XIX века тиражом 200 экземпляров, была недавно продана на аукционе Sotheby’s за 11,5 миллиона долларов. Ночь опускалась на Новый Орлеан. На грубых досках палубы речного парохода, укрывшись грязной бычьей шкурой, пытался заснуть худой лохматый человек с орлиным профилем и безумными глазами. Его звали Джон Джеймс Одюбон.


Джон Джеймс Одюбон. Автор: АР


Уснуть ему мешали мокрая одежда, голод и, конечно, мысли. У него не было академического образования, в глазах серьезного делового общества он был жалким 35-летним неудачником, а в его желудке бурно переваривался лишь кусочек заплесневевшего сыра.

 

Его мечта была безумна и необычна: написать американских птиц в натуральную величину в их естественном окружении – всех, от колибри до орла.

Мог ли тогда Джон Одюбон представить себе, что почти через двести лет в элегантном зале лондонского аукциона Sotheby’s один из коллекционеров купит книгу гравюр с его рисунков «Птицы Америки» за 11,5 миллиона долларов, а самого Одюбона журналисты назовут «великим американским натуралистом XIX века».

 


Грациозный красный фламинго наклонился, чтобы поймать огромным клювом рыбу. Такую позу Одюбон изобразил не случайно: по его задумке, все птицы должны быть нарисованы в натуральную величину, а для издания желательно было уменьшить размер гравюр. Компромисс найден.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s


Это история о человеке, жизнь которого была битвой за мечту, он сражался с непониманием, предрассудками и собственным отчаяньем.

Самоучка в науке и искусстве, свободолюбивый искатель Джон Джеймс Одюбон родился в тех краях, которые сегодня известны как Гаити. Его отцом был французский капитан и плантатор Жан Одюбон, мать – молодая женщина, «мадемуазель Рабен», умерла вскоре после родов.

Мальчик рос избалованным доброй мачехой непослушным юнцом, который отнюдь не отличался прилежностью в учебе. Отсутствие старательности компенсировалось невероятным любопытством, особенно сильным по отношению к природе. Вместо занятий он часто убегал в поля, возвращаясь с птичьими яйцами и гнездами, лишайниками и цветами. Все это Джон зарисовывал. Вскоре стало очевидно: маленький Одюбон – талантливый художник.

 


Лот № 13 аукциона Sotheby’s – один из четырёх томов книги «Птицы Америки». Стоимость всего четырёхтомника эксперты оценивали в 6 миллионов долларов, однако ажиотаж среди коллекционеров взвинтил цену до 11,5 миллиона.

Автор: Предоставлено аукционным домом Sotheby′s


К сожалению или к счастью, у юного дарования был жесткий консервативный отец. Жан Одюбон был участником Войны за независимость, и легкомысленный нрав сына пришелся ему не по вкусу. Решено: 18-летний Джон отправляется в Америку, чтобы стать – отец в этом совершенно уверен – успешным коммерсантом. Педантичный Жан Одюбон все продумал: купил Милл-Гроув, ферму к северо-западу от Филадельфии, и заключил договор о партнерстве с молодым Фердинаном Розье, обладающим характером и деловой хваткой. Свободолюбивому сыну французского капитана, казалось, была проторена отличная дорога.

Но Джон Одюбон забывает о наставлениях отца и, поселившись в Милл-Гроув, предается любимым занятиям. Позже Одюбон писал: «Охота, рыбалка, рисование и музыка занимали все мое время; я не знал забот и ни о чем не беспокоился».


Перевернуть страницу самой дорогой в мире книги непросто: ведь размеры гравюр – 68 на 101 сантиметр.

Автор: AP

...Я подъезжаю к ферме через крутые холмы долины Фордж, за садом под гребнем холма стоит дом, от дома к лугу стелется газон, за лугом – кроны деревьев очерчивают безмятежный залив Перкиомен. Здесь, в хвойной роще и на берегу цвета меди, Одюбон сделал свои первые зарисовки американских птиц. Он пытался поставить подстреленных им птиц в те позы, в которых хотел бы их нарисовать. Увы, те были мертвы и впечатления живых не производили. Одюбон не хотел изображать птиц в принятой манере того времени – «строго орнитологически». Его целью были «живые» птицы на рисунках.

Однажды утром он побежал в магазин, купил проволоку разной толщины и бросился в бухту, где подстрелил «первого попавшегося зимородка». Джон проколол и подпер проволочками тело, голову и хвост птицы. И вот перед ним «стоял настоящий зимородок».

 


«Я увидел как эти воинственные птицы опускаются с неба стремительно, как молния», - писал Одюбон о кречетах. Он посвятил этой хищной птице с севера две гравюры. На одной из них – две самки в белом оперении.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s

Однако идиллия в Милл-Гроув продолжалась недолго. Скоро, по настоянию отца, непослушный сын возвращается во Францию, и затем – снова в Америку, где, совместно с уже упоминавшимся Фердинаном Розье, основывает «коммерческое предприятие» в Луисвилле, штат Кентукки.

Тут надо сказать еще об одном важном событии в жизни Джона: в Милл-Гроув он встретил стройную красотку Люси Бейквелл, дочь хозяина соседней фермы, и был сражен страстью. (Забегая вперед, признаем: не будь этой женщины, жизнь Одюбона сложилась бы, вероятно, совсем иначе).

 


«Как проворно они работают своим огромным клювом, когда чистят оперение!» - писал Одюбон в находившимся сейчас на грани вымирания американском буром пеликане – самом маленьком пеликане в мире. Он предсказал, что на эту птицу «будут охотиться в масштабах за гранью разумного».

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s

Если молодой Одюбон и не был состоятельным человеком, он, по крайней мере, был человеком, подающим некоторые надежды, и по возвращении в Америку ему удалось убедить скептически настроенного Уильяма Бейквелла, что они с Люси должны пожениться. Их семейная жизнь началась в Луисвилле, в таверне «Королева Индии», где на следующий год появился на свет их первый сын, Виктор.

Шло время, но Джон никак не мог привыкнуть к жизни коммерсанта. «Редкий день я не рисовал птиц или не наблюдал за их повадками, а Розье в это время стоял за прилавком», – признавался он. Амбиции не давали Одюбону покоя, а страсть к рисованию птиц с каждым днем становилась все сильнее. К тому же бизнес продвигался неважно. Во время вынужденных сплавов на баржах, в которые партнеры пускались в поисках лучших мест для торговли, Одюбона больше интересовали стоянки: он исследовал новые леса. Джон охотился на лебедей с индейцами племени шауни, изучал жизнь пернатых. На одной из стоянок компаньоны распрощались навсегда. Розье отлично чувствовал себя во франкоговорящем городке Сен-Женевьев и решил там остаться, в дальнейшем, к слову, он добился неплохих успехов в торговле. Одюбон и Люси продолжили свое путешествие и со временем обосновались в Хендерсоне.

 


Сипухи, птицы отряда сов, в битве за добычу. Для драматической сцены Одюбон выбрал мрачный туманный пейзаж.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s

Торговля не могла обеспечить Одюбону его естественнонаучные исследования, нужно было какое-то более крупное предприятие. Он вложился на паях в строительство водяной мельницы и лесопилки, работающей на паровой энергии.

Риск не оправдал себя. Клиентов было слишком мало, и мельница лишь размолола в прах капиталы своих инвесторов. Одюбон потерял все, что имел. Заключенный на некоторое время в долговую тюрьму, он вынужден был объявить себя банкротом. Но, как сказал Вольтер, как известно, все к лучшему в этом лучшем из миров. Судьба будто говорила Одюбону: ты делаешь не то, что должен, ты не делец, а художник. Поработав немного таксидермистом в музее Цинциннати, где Люси преподавала, чтобы прокормить семью, выросшую с рождением еще одного сына, Джона, Одюбон решил сделать карьеру с помощью своего искусства.

 


Лебедь – трубач – одна из крупнейших птиц Америки – плавает среди кувшинок, изогнув свою красивую длинную шею. Как подсказывает название, птица обладает громким трубным голосом.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s

Отбросив все предрассудки, вместе с тринадцатилетним учеником Джозефом Мейсоном он отправился в путешествие на барже, оставив дома в Цинциннати Люси и мальчиков.

Люси приходилось быть матерью и отцом, учителем и кормильцем. Ей хватало на это духа, более того, она всегда защищала и поддерживала Одюбона, когда все вокруг считали его недальновидным мечтателем и глупцом. Биограф Одюбона Франсис Хобарт Херрик так писал о Люси: «Без ее стараний и жертвенной преданности мир никогда бы не узнал про Одюбона. Его многообещающий талант затерялся бы в лесной глуши Юга и Среднего Запада».

 


Американский клювач – единственный североамериканский аист – ловит рыбу в илистой воде, поводя из стороны в сторону клювом.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s

Для Джона Джеймса Одюбона настало время скитаний и погони за мечтой. Его мечта была безумна и необычна: написать американских птиц в натуральную величину в их естественном окружении – всех, от колибри до орла. Но кто сделает с рисунков гравюры и опубликует такую работу?

Вместе с учеником Одюбон охотился на птиц, препарировал их и рисовал. Через несколько недель они добрались до Начеса. «Не имея ни гроша, я вышел на сушу… я немедленно начал искать работу… чтобы прокормить нас (к сожалению, натуралисты тоже едят и носят одежду)», – писал Джон Одюбон. Он продал набросок за пять долларов: «Отличный соус для наших голодных желудков». Жизнь, которую они ведут с молодым Мейсоном, размышляет Одюбон, укрепляет тело: «Спать в промокшей, заляпанной грязью одежде, на бычьей шкуре, расстеленной на досках, охотиться в лесах, где на каждом шагу поваленные деревья и вьющиеся растения… Я бы посоветовал… нашим восточным денди попробовать это».

 


Xохлатая желна – крупный дятел с мощным клювом.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s


Их ждал Новый Орлеан – и большие огорчения. Вскоре после отъезда из Начеса Одюбон обнаружил, что забыл одну из своих папок с рисунками на берегу. В отчаянии он пишет в своем дневнике: «Нет ни малейшей надежды снова увидеть их – все 150 или 160 рисунков растащат на баржи и в дома, где живут люди самого низкого пошиба, – несомненно, мои рисунки послужат украшением их гостиным или будут прибиты к какому-нибудь рулевому веслу». Но деваться было некуда – они продолжили путешествие.

Когда Одюбон стоял на пристани Нового Орлеана в январе 1821 года, его будущее, и как бизнесмена, и как художника, казалось весьма туманным. А тут еще у него украли бумажник. Он не потерял денег, ибо ничего не имел, но пропали все рекомендательные письма. Несколько заказов на портреты позволили Одюбону и Мейсону не умереть с голоду.

 


Это дополнительное фото к статье. В журнале его нет.

Автор: Фото гравюр предоставлено аукционным домом Sotheby′s


Однажды утром, в самодовольном и процветающем Новом Орлеане к Одюбону подошла на улице «дама изящного сложения» в густой вуали. Она спросила, не он ли тот самый художник, который пишет обладающие замечательным сходством с натурой портреты черным углем? Через полчаса Одюбон оказался в ее квартире.

Войдя в дом, дама заперла дверь на две задвижки и откинула вуаль, открыв красивое утонченное лицо. «Сядьте и успокойтесь, – сказала она. – Я вас не обижу».


Покраснев, Одюбон взял предложенную дамой рюмку ликера. «Я выпил, потому что мне это было очень нужно», – вспоминал он позже.

Сколько он просит за портрет? Обычно 25 долларов. Сохранит ли он ее имя и адрес в тайне? Разумеется. «Вы когда-нибудь писали человека в полный рост?» – «Да, конечно». – «Без одежды?..»

В волнении, Одюбон согласился попробовать, но обнаружил, что «не мог собрать все чувства, необходимые для успешного рисунка, поскольку к ним примешивались чувства совсем иной природы».

За несколько сеансов, прошедших в весьма неловкой атмосфере, он закончил портрет этой загадочной красавицы – мадам Андре, как называл ее художник, и получил за него инкрустированное ружье стоимостью 125 долларов.

 

Книга «Птицы Америки» произвела настоящий фурор, и в орнитологии, и в искусстве. На гравюрах изображены живые дикие птицы в их естественном окружении.


Гораздо менее загадочные женщины позднее стали моделями для его портретов или пользовались его услугами в качестве учителя рисования и музыки. Но заказы на портреты и уроки истощали художника. Лишь возвращение потерянной папки с рисунками, которая, к счастью, обнаружилась в Начесе, развеяло его мрачное настроение: в Ливерпуле, куда он вскоре приехал, с блеском прошла выставка работ Одюбона. Люди шли, люди толпились в залах – люди платили деньги, чтобы увидеть его птиц! Он писал сыну: «В Ливерпуле со мной происходит то, что у нас происходило с Лафайетом, только в миниатюре… Моя выставка привлекла внимание всего beau monde, и английские лорды смотрят на птиц, как на чудо».

В Эдинбурге Одюбон показал свои работы В.Х.Лизарсу, знаменитому граверу, и тот воскликнул: «Боже мой! Я никогда раньше не видел ничего подобного». Лизарс согласился сделать гравюры, отпечатки и раскрасить их вручную. «Птицы Америки» должны были выйти в виде огромного фолианта – страницы размером 68 на 101 сантиметр.

Но Одюбон не мог просто передать работу Лизарсу и ждать, когда на него обрушатся деньги и слава. Ему нужно было прежде сделать уточнения и поправки в рисунках, с которых выполнялись гравюры.

Как изменился Одюбон. Это был уже не избалованный молодой человек, не нерадивый бизнесмен, не странствующий портретист! «Это было выдающееся достижение, – рассказывал мне биограф Александр Б. Адамс. – Когда Одюбон нашел свою нишу, он вложил в дело огромный труд, приложил колоссальные усилия. Удивительно, как этот прежде безответственный и неуравновешенный человек мог так измениться».

Мечта стала реальностью. Книга «Птицы Америки» произвела настоящий фурор, и в орнитологии, и в искусстве. На гравюрах изображены живые дикие птицы в их естественном окружении.

С годами силы и энергия Одюбона не убывали. В 1829 году он переехал к Люси в Луизиану, куда она перебралась, получив место учительницы. Он снова рисовал. В своих экспедициях от Флориды до полуострова Лабрадор он обнаруживал новые виды. Обосновавшись в Нью-Йорке в 1839 году, он выпустил малое издание «Птиц Америки» и начал серию рисунков четвероногих Северной Америки, путешествуя по реке Миссури. Эту работу закончили его сыновья и преподобный Джон Бэчман из Чарлстона, штат Южная Каролина, который выдал своих дочерей за сыновей Одюбона.

На 155-й улице Нью-Йорка, в доме, который Одюбон построил для Люси, он угас, в последний раз произнеся: «Проходя тысячи миль, годами ночуя на голой земле».

Что до наследия – огромные тома его книги продаются на аукционах и хранятся в библиотеках и музеях по всему миру, в том числе и в России (Государственный Дарвиновский музей, библиотека РАН).

По словам художника и орнитолога Роджера Тори Петерсона, «вклад Одюбона – знание о природе, именно это он символизирует». Но Джон Джеймс Одюбон символизирует не только знание; его жизнь – еще одно доказательство факта: любая идея может стать реальностью, если она подкреплена вдохновением и верой.


Источник: nat-geo.ru

03-04-2014 | Просмотров: 6050
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать