D I S C O V E R Y
 

Священный огонь Апшерона

 

С древних времён Азербайджан известен как Страна Огней. И это неспроста. Апшеронский полуостров богат нефтью и газом. Выходы горящих газов на поверхность считались божественным таинством и привлекали сюда людей со всех концов света. Ещё с древних времён в Баку собирались огнепоклонники, строили свои храмы на священных огнях. Один из них - храм огня Атешгях, до сих пор является одной из туристических особенностей города.

 


Храм расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к сикхам. Они были в основном выходцами из городов Лахора, Мултана, Качбуди.

 

 

 

 

Однако, история Храма гораздо более древняя. Издавна на этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

 

 

 


После принятия ислама Храм зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы ушли в Индию и там продолжили свою веру. Но в XV - XVII веках индусы-огнепоклонники, попавшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в Сураханы. И на месте древнего Храма индийские купцы вновь начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним - центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма.

 

 


В начале XIX века Храм уже имел вид, сохранившийся до наших дней. Атешгях - пятиугольное сооружение.В центре двора возвышается алтарь-святилище, выполненный в виде каменной беседки, по углам которой расположено еще несколько очагов. В центре алтаря – колодец, из которого бил «вечно» горящий газ.
В середине XIX века, в связи с движением земной поверхности, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года.

 

Скульптуры индусов.

После Октябрских событий в 1917-м году, храм превратилься в завод керосина, а огонь был потущен. Лишь 70-е годы когда Индира Ганди решила посетить храм руководства города решила восстановить прежний вид храма...на данный момент Храм вечного огня излюбенное место туристов, особенно Индийцев.

 

Побывавшие на Апшероне путешественники часто описывали таинственные огни в своих путевых заметках. Вот например, как описывает увиденное известный турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби в своей Книге Путешествий: "В бакинских нахие (область) есть ряд местностей, непригодных для хозяйства, [так называемые] «шуре». Если человек или лошадь ступят сюда и замешкаются, то обжигают себе ноги. Проезжающие караванщики, выкопав в таких местах яму, быстро ставят в нее медную посуду [с едой], и еда в них мигом сваривается от жара земли. Удивительна божья мудрость!"

 

Янардаг - горящая гора

Три языка пламени изображены на гербе города Баку.

Интересные заметки о Бакинских огнях оставил и знаменитый писатель Александр Дюма, побывавший здесь в 1858 году. Вот несколько отрывков из его книги "Кавказ".

"...Зороастр (по - пехлевийски Зарадог, по - синдски Заретоштро, по - персидски Зердушт) - основатель или, точнее, преобразователь религии Парсов. Он родился в Мидии, или в Азербайджане, или в Атропатене, по всей вероятности, при царствовании Гиштаспа, отца Дария Первого." <....> "Этих людей мы и отправились посетить в их священном месте - храме огня Атешгях." <....> "По окончании священнодействия мы стали осматривать внешние колодцы. Самый глубокий из них имеет около шестидесяти футов глубины. Из него некогда черпали воду; правда, вода его была солоноватой. Однажды она вдруг исчезла. Чтобы узнать, что с ней сталось, в колодец бросили паклю: он мгновенно воспламенился и с тех пор больше не угасал. Одному было опасно над ним наклоняться: от испарений могла закружиться голова, а потеряв голову, в свою очередь, ноги могли бы лишиться земли, и тогда быстро можно было бы оказаться горючим подземному огню. По этой причине колодец окружили парапетом. Остальные же колодцы приходятся вровень с землей; на их отверстия кладут решетку, а на эту решетку камни, которые менее чем за двенадцать часов превращаются в гипс."<....>

Все утро дул сильный ветер и море штормило; но вот ветер улегся, и море утихло, так что г-н Фрейганг надеялся показать нам сказочное зрелище, которое можно увидеть только в Баку. Тем зрелищем являются морские огни. Мы также должны были пойти в мечеть Фатимы."<....> "Мы снова сели в барку, где нас ожидали гребцы, и продолжили наш путь к мысу Баилов. Ночь была тиха и очень темна. Несмотря на это спокойствие, в море поднялась небольшая зыбь, предвещавшая близость шторма. Эта зыбь только увеличила бы живописность зрелища; но нам следовало поторопиться, так как, появившись раньше, чем мы его ожидали, ветер мог и вовсе нас лишить этого представления. Минуту мы искали место, где было замечено вскипание воды. Впрочем, его легко было найти, ориентируясь на запах нефти. Вскоре один из матросов сказал г-ну Фрейгангу :
- Это здесь, капитан.
- Хорошо, делай, что полагается, - ответил тот ему,- предвкушая наше удовольствие от сюрприза.
Матрос взял в обе руки по пучку пакли, зажег их от фонаря, поднесенного товарищем, и бросил оба пучка за левый и за правый борт. Мгновенно море вокруг нас воспламенилось, и это на протяжении целой четверти версты.
Воображаю, каким ужасом был охвачен первый, кто, проходя этим местом, зажег свою сигару бумажкой и, бросив эту бумажку в море, увидел, как море разгорелось, подобно огромной пуншевой чаше.
Наша лодка походила на лодку Харона, переправляющуюся через реку ада; море превратилось в настоящего Флегетона. Мы плавали буквально посреди пламени.
К счастью, это пламя чудно-золотистого цвета было прозрачно, как пламя спирта, и мы едва ощущали его приятную теплоту. Избавившись от волнения, мы смогли понаблюдать еще более внимательно за этим фантастическим зрелищем. Море горело более или менее обширными островками; некоторые из них были шириной в круглыйстол на двенадцать персон; другие - величиной в тюильрийский бассейн; мы плавали в проливах, хотя время от времени наши гребцы по приказу капитана перевозили нас поэтим горящим островкам. Это, безусловно, самое интересное и самое завораживающее зрелище, которое только можно было бы увидеть и которое, я думаю, нигде, кроме как в этом уголке мира, не встречается...."

 

А вот что увидел и записал А.П. Боголюбов в своих "Записках моряка-художника" (1861-62): "Возвращаясь вечером или ночью домой в Баку, по дороге я видел чудную картину. Было тихо. Пастух согнал своё стадо в кучу и, пробуравив дыры в песке, зажёг природный газ, который 8-ю высокими столбами служил оградой и освещением и охраной баранов."

Также интересны описания Б.Брандта (1900): "Этот зной, раскаленное солнце, отсутствие зелени и воды угнетают дух, лишают жизнь всякой поэзии, обращают человека в раба унылой повседневности. Только в такой атмосфере мог возникнуть культ огнепоклонства, которым Баку славится с незапамятных времен. Возникновению этого культа значительно способствовало другое оригинальное явление местной природы - так называемые вечные огни, которыми изобилуют окрестности Баку и составляющие не что иное, как выход подземных нефтяных газов на земную поверхность. Газы эти, которыми в древности пользовались для поддержания вечных огней в храмах, в настоящее время утилизируются для жжения извести. По свидетельству немецкого проф. Энглера (Engler, Das Erdol von Baku. Stuttgart 1886, § 14-15), посетившего Баку в 1885 г., вся известь, употребленная для бакинских построек, была приготовлена подобным образом в окрестностях Сурахан. На пути от Сурахан в Балаханы Энглер заметил не менее 70 мест, где были навалены груды известкового камня, через которые выступало пламя из маленьких отверстий в земле, служившее для их сжигания. Как только известь была готова, отверстия затыкались, наваливались новые груды известкового камня, отверстия вновь открывались, и выступающий газ вновь зажигался. Точно также газ этот употребляется на керосиновом заводе «Бакинского нефтяного общества» в Сураханах для освещения и для топки.
Выход подземного газа, однако, замечается не только на суше, но и на самом Каспийском море. Это интересное явление можно и теперь наблюдать в известных определенных местах Каспийского моря неподалеку от порта, если бросить на поверхность воды пучок зажженной пакли. Выступающий из морского дна газ при этом вспыхивает ярким пламенем и горит на пространстве нескольких квадр. сажен. Только ветер и волны в состоянии потушить это пламя, представляющее в высшей степени интересное зрелище на поверхности воды среди ночной тьмы."

 

Выходы горящего газа на поверхности сохранились и в наше время. В небольшом посёлке Мехеммеди на Апшеронском полуострове близ Баку находится гора Янардаг. Слово «Янар» в переводе с азербайджанского языка означает «горящая», а «даг» - «гора». И эта гора действительно горящая - не в переносном, а в прямом смысле!

Янардаг - горящая гора

Естественный огонь наиболее впечатляюще горит в сумерках, когда туристы и местные жители собираются у склонов с кружками чая и сидя смотрят это чарующее зрелище.

 

Склон горы охвачен пламенем днем и ночью на протяжении многих лет. Здесь из верхних слоев почвы испаряется природный газ. Загораясь, он создает впечатление, что гора горит. С этой горой связано множество легенд, а местные люди считают горящую гору священной и поклоняются ей.

 

Янардаг - горящая гора

 

С 2007 года Янардаг взят под охрану государства, и его территория объявлена Государственным историко-культурным и природным заповедником. Посмотреть на это чудо природы приезжают многочисленные туристы со всех концов света.

 

 

Янардаг - горящая гора

 

Янардаг - горящая гора

 

Янардаг - горящая гора

 

Янардаг - горящая гора

 

 

Янардаг - горящая гора

 

Янардаг - горящая гора

 

 

Янардаг - горящая гора

 

 



02-10-2012 | Просмотров: 6520
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать