D I S C O V E R Y
 

Возможно, бабуины научатся читать

 

Джонатан Грейнджер и его коллеги из Университета Экса и Марселя (Франция) продемонстрировали, что бабуины способны сделать первый шаг к чтению — научиться отличать подлинные слова от бессмыслицы по характерным сочетаниям букв.

Это говорит о том, что в основе чтения — простой навык идентификации объектов определённого класса, а вовсе не хорошо развитая речь или понимание речи (как полагают некоторые). «Мы видим: вот четыре ноги и сверху столешница — ага, это стол, — поясняет г-н Грейнджер. — Точно так же мы распознаём буквы».

 

Самый талантливый ученик по имени Дэн. За шесть недель он выучил примерно 300 слов, тогда как другие — около ста. (Здесь и ниже фото Joël Fagot.)

Самый талантливый ученик по имени Дэн. За шесть недель он выучил примерно 300 слов, тогда как другие — около ста. (Здесь и ниже фото Joël Fagot.)

 

Эксперименты проводились на шести юных бабуинах (Papio papio), которые жили вместе. Животные имели свободный доступ к компьютерным экранам, на которых фигурировали цепочки слов из четырёх букв. Среди последних попадались и настоящие английские слова, и выдуманные (например, DRAN или TELK).

Бабуины касались экрана, и если им удавалось угадать настоящее слово, то они получали награду. Микрочипы, которыми снабдили лапы мартышек, позволяли учёным отслеживать их движения, отмечая намёки на раздумья, сомнения и т. п.

За 44 дня животные выполнили около 50 тыс. тестов. Средняя точность ответов составила 75%. Бабуины выучили от 81 до 308 слов из пятисот и свыше семи тысяч бессмысленных сочетаний букв.

Основное различие между настоящими словами и выдуманными заключалось в количестве повторяющихся биграмм, то есть сочетаний двух букв. Например, в английском языке часто встречаются биграммы «it» и «te»: kite, bite. В несуществующих словах количество повторяющихся биграмм было минимизировано, дабы создать впечатление случайного сочетания букв, тогда как подлинные слова были подобраны противоположным образом.

Бабуины, как выяснилось, неплохо разбираются в статистике. Лучше всего им удавалось находить слова, содержавшие наиболее распространённые биграммы. Это говорит о том, что они и впрямь учились, а не просто запоминали слова.

Исследователи пришли к выводу, что бабуины, вероятно, определяли английские слова с помощью орфографической информации, то есть внешнего вида и положения буквы в слове. Подобными сигналами пользуются и люди, отмечает Эммануэль Кёлерс из Гентского университета (Бельгия), который провёл подобный эксперимент на двуногих. Несмотря на знание английского языка, люди, по его словам, тоже отчасти опирались на орфографические данные, чтобы отличить подлинные слова от выдуманных.

Несколько лет назад группа исследователей под руководством Станисласа Деана из Коллеж-де-Франс (Франция) определила ту часть человеческого мозга, которая отвечает за визуализацию слов. Возможно, мозг бабуинов обладает аналогичной областью.

Г-н Грейнджер в действительности интересуется нервной системой опытных читателей и надеется, что полученные результаты помогут разобраться в этом вопросе. Исследование также поможет раскрыть причины, по которым некоторым людям не даётся чтение — вплоть до дислексии.

В ближайших планах исследователей — научить бабуинов искусственному алфавиту. Это позволит получить более точное представление о том, как бабуины распознают слова.

 

Если бабуин узнавал слово, он нажимал овальную кнопку. Если же ему казалось, что это выдуманная комбинация букв, он прикасался к крестику.

Если бабуин узнавал слово, он нажимал овальную кнопку. Если же ему казалось, что это выдуманная комбинация букв, он прикасался к крестику.

 

Обратите внимание: сначала бабуин прикасается к тому месту, где загорается слово, и только потом выбирает крестик или овал:

 


Источник: nature.com

06-04-2012 | Просмотров: 4741
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать