D I S C O V E R Y
 

Неплюшевый медведь

 

Он лесной великан, король, он добрый дух, он сын лешего, сильный и мягкий, он черный и пушистый, он так похож на нас, хотя и ходит на четвереньках. Все народности, которые могут наблюдать медведя рядом с собой, включают его в свой фольклор, чаще всего в виде персонажа, который более других зверей напоминает человека. Причина в этом ужасающе проста. Чтобы снять шкуру с мертвого медведя, необходимо взять его за голову и постепенно сдирать кожу от шеи книзу, а под этой кожей прячется мягкое и розовое тело, так напоминающее человеческое.

Охотник в шкуре медведя.

При взгляде на освежеванного медведя перехватывает дыхание, такое впечатление, что перед тобой человеческий труп.
«Первого медведя я убил давно, еще лет в четырнадцать. После выстрела медведь еще довольно долго бежал, а затем упал и замер. Когда я сдирал с него шкуру, в какой-то момент я остановился от ужаса: мне показалось, что я убил человека». Это рассказ охотника.
Не только охотники убеждены, что медведи похожи на людей, большинство из нас наблюдая за его повадками найдут множество сходных движений и черт в образе этого огромного пушистого зверя, который умеет быть забавным и свирепым. Схожесть наших характеров порой бывает пугающе поразительна. Возможно причина заключается в том, что человек и медведь — единственные всеядные животные такого размера и эта черта формирует как наше так и их медвежье поведение — еду нужно не выслеживать, а найти, набрести на нее, затем осмотреть, обнюхать, попробовать на зуб, а затем запомнить место, чтобы вернуться суда еще раз. Основное отличие в том, что у медведя очень плохое зрение и он полагается в основном на нюх. Форма наших тел также во многом подобна: он может стоять на задних лапах, у него довольно подвижные передние конечности, которые в этот момент так напоминают наши руки и голова, которая похожа на голову человека больше, чем головы других диких зверей — маленькие округлые ушки, глаза, смотрящие вперед, а не по сторонам. И самое главное это крошечный хвостик, который не бросается в глаза и делает этого зверя более похожим на человека, чем на хвостатых животных.
Но несмотря на такое сходство, человек и медведь, все таки очень разные, поскольку они принадлежат разным мирам. Дикий лесной мир — обиталище медведя. Нам он кажется хаотическим и агрессивным. Посещая этот не наш мир мы встречаем там порой мягкого и пушистого друга, а порой огромного агрессивного зверя. Люди лишали медведей свободы, убивали их, но они также молились и обожествляли их кости. В 1917г археолог Эмиль Бахлер, путешествуя Швейцарскими Альпами, наткнулся на огромную пещеру. Эта пещера была оставлена людьми и оставалась забытой в течение 40 тысяч лет, со времен неандертальцев. Осветив факелом пещеру Бахлер понял, что попал в склеп, а поскольку кости были разложены таким образом, что прослеживался какой-то ритуал захоронения. Присмотревшись к костям ученый понял, что кости принадлежат не человеку, а какому-то крупному животному — медведю. На протяжение 100 тысяч лет неандертальцы жили в соседстве с огромным пещерным медведем в регионе, который мы называем теперь Центральной Европой. Таким образом нет ничего необычного в том, что им было известно о медведе многое. Когда осенью медведь засыпал, им казалось, что медведь умирает, умирает, чтобы воскреснуть весной. То есть они усматривали в этом своеобразный ритуал, и возможно неандертальцам казалось, что смерть для них будет такой же временной и проходящей, а за ней наступит воскрешение.

 

 

В индийских мифах можно найти регулярные упоминания о «медвежьих народах со своим царем», а Вишну в одном из своих воплощений женится на дочери такого царя, которая затем превращается в прекрасную девушку. Медведь как оборотень известен нам из множества европейских сказок, а также «Обыкновенного чуда» и «Локиса». Чтобы понять насколько близко человек отождествляет себя с медведем, достаточно узнать, что у некоторых народов Вьетнама существует обычай содержать медведя в доме и относится к нему как члену семьи.



К медведю всегда относились и как к злу, и как к добру. В библейской традиции он один из четырех страшных зверей, олицетворяющий Персию (Дан. 7 5; Апок. 13 2). Но в средние века в христианской Европе медведи становятся помощниками благочестивых отшельников, начинают ухаживать за ними и обслуживать их. За это отшельники снимают с них заклятия и превращают в благородных юношей. Никто не станет отрицать, что христианство так яростно борющееся с язычеством, оставило образ медведя подле себя в форме монашеского Ордена Урсулинок, то есть последовательниц Св. Урсулы, имя которой переводится как медведица. В 1213 г император Фридрих II основал рыцарский орден Медведя и первыми рыцарями ордена стали его сторонники, которые помогли Фридриху прогнать Отто IV. Членам ордена вменялось в обязанность помогать друг другу и оказывать всяческую поддержку, чтобы постепенно приобретать силу. В средние века ученые мужи утверждали, что медвежата появляются на свет бесформенными комочками мяса и лишь благодаря тщательным вылизываниям матери они приобретают форму.

 


От Аляски до Финляндии, от Греции до Вьетнама охотники склоняли головы перед могуществом убитых ими медведей. Даже сейчас некоторые обитатели Сибири и Аляски и Канады считают медведя свои духовным наставником, который спустился с неба. Он принес им огонь и научил пользоваться. Согласно традициям, после охоты происходит ритуал сожжения костей зверя, чтобы веруть на небо то, что не может остаться на земле.

 


Греческая покровительница животных Артемида также представлялась древним в виде медведицы, по крайней мере на Крите Артемида одновременно и охотница и медведица, ее жрицы ходят в медвежьих шкурах. Существует миф о том, что сестра Артемида из ревности превратила свою подругу и любовницу Зевса Каллисто (то есть прекрасную) в медведицу (то есть безобразную). Зевс спас ее от собак забросив за хвост на небо в виде Большой Медведицы. Маленький хвостик при этом вытянулся и таким образом объясняется несоответствие во внешности медведицы и созвездия. Этот миф используется так часто, что упоминание его мы находим не только на звездном небе, но и на земле. Существует семейство бабочек, гусеницы которых покрыты черными и рыжими волосками. За это их называют медведицами, среди них есть почему-то Гера и Кайя.
Североамериканские индейцы называют его дядей, дедушкой или братом. Для них это животное является одновременно далеким богом и близким членом семьи и они обращаются к нему в горе и в радости как к старшему брату, сыну владельца земель и хранителю вечной мудрости. Человек сделал медведя хозяином леса за неторопливость движений и привычку обходить свой участок, подобно охотнику или владельцу своей делянки. Одна из сибирских легенд рассказывает, что на поляне собрались звери, чтобы определить кому можно поручить хранение мудрости. Они долго не могли прийти к единому мнению и тут вперед выступил медведь. Он сказал, что знает, как следует обращаться с мудростью и как ее сохранить. Звери очень удивились, что раньше они не обращали внимание на медведя и не считали его умным, теперь они поняли, что именно ему можно доверить столь важное задание. Русские перенесли на медведя свой миф о суровом, но добром царе: они считают, что человек настигнутый медведем, должен робко упасть на землю и повелитель леса не тронет его.
В Японии живет народность аину, которые также почитают медведя, но делают они это по своему, принося в жертву медвежат. Во время обряда, при скоплении всех жителей деревни, одетых в праздничные костюмы, они просили простить им все их прегрешения и принять за это сына божьего — медвежонка.

 


Но там, где охотники отложили в сторону свои луки и превратились в землепашцев, медведь лишается своего божественного ореола и его уничтожают как свирепого хищника. Последний дикий медведь в Англии был убит еще тысячу лет назад, всего 60 животных обитает в Испании и Франции, 700 в американских Андах. Люди более близких нам столетий желая покорить природу и не имея для этого достаточно сил, вновь отыгрывались на медведе, как на олицетворении дикой и свирепой стихии. Во времена, когда единственным оружием человека были камни и палицы, уничтожение крупных зверей было в какой-то мере защитой человека от стихии. Но к сожалению и теперь, когда мощь человеческих творений способна изменять природу, медведь выступает в роли «козла отпущения» за многие человеческие страхи, проступки и слабости. В наши дни один человек лично все еще не может разгонять тучи и поворачивать реки, поэтому часто охотник пытается утвердить свое я убивая медведя либо делая из него ручное животное, смешной и неуклюжий в своих поступках двойник величественного человека. Не знаю каким образом учат в современном цирке медведей танцевать на задних лапах, но цыгане и деревенские затейники до сих пор это делают следующим образом: медведя бросают в яму с раскаленным углями и в то время, когда он подпрыгивает от боли на задних лапах, играют на гармошке или дудке. После такого обучения услышав звуки ненавистного инструмента, медведь пускается как бы в пляску.
В древнем Риме император Калигула устроил празднество, во время которого было убито около 300 медведей, американцы устраивали бои медведей и быков, то же самое делали и русские. Английская королева Елизавета в 1575г устроила развлечение во время которого перед публикой было затравлено собаками 13 медведей. Травля медведя собаками — непременное развлечение во время свадьбы в современном Пакистане. В современном цирке медведь ходит на задних лапах и катается на велосипеде, прыгает и играет на бубне. Человек смеется над ним как над низвергнутым богом, ничтожным в своем желании понравиться и получить кусочек сахара. Если вы не верите, что медведю поклонялись повсюду, где он встречался, то посмотрите сколько в географическом атласе городов, начинающихся на bear, bär, berl, urs — слов означающих медведя на современных и древних европейских языках. Царингский герцог Бертхольд основывая город Берн, воскликнул: «Как медведь — самый большой и мощный из зверей в стране, так пусть будет и названный его именем город самым богатым и сильным из городов». В честь медведя назван и Берлин.

 


В тоже время, почти уничтожив медведя, мы стали признаваться ему в любви и в знак нашего милосердного отношения к нему мы создали добрейшего из медведей — плюшевого медвежонка. Интересно, что эта игрушка сопровождается современным мифом, имеющим реальные исторические корни. Как то Теодор Рузвельт отправился на охоту, которая прошла без единого трофея. Тогда, чтобы успокоить президента, услужливая свита предложила застрелить медведя, который был на привязи у егеря. Но Рузвельт отказался, поскольку ему было жаль бедное животное. Эта история попала в газеты и продажи плюшевых игрушечных медведей, в качестве сувениров возросли. Что еще надо американцу! И чтобы выжать последние рекламные возможности из этого случая, плюшевых медвежат стали называть Taddy’s Bear, а затем и просто Taddy Bear. Под этим именем его знают маленькие современные американцы и европейцы.

 



Еще один любимый персонаж детей это Винни Пух. Это все тот же плюшевый медвежонок с опилками в голове. Хотя это авторская сказка А. Милна, можно сказать, что в ней воплощено отношение современного человека к медведю — он уже не страшный, поскольку не представляет реальной повседневной угрозы, и даже глупый, настолько, чтобы даже дети могли почувствовать свое превосходство над ним. Плюшевые медвежата бессознательно нравятся детям все по тем же причинам, по которым взрослые охотники отождествляют их с человеком — маленькие округлые ушки, готовые выслушать любой секрет или жалобу, глаза направленные вперед, как у человека, и не очень большой нос на аккуратной мордочке.

Человек в своем стремлении изменить природу поступал как малодушный трус, который не способен к великодушному примирению и согласию, он лишь самоутверждался при помощи уничтожения других животных. По поводу исчезновения одних из них человек говорит: «А кому они нужны?» и претендует на роль бога и вершителя если не своей судьбы, то хотя бы чужой. По поводу тех видов, которые безусловно значимы в его собственной человеческой истории, таких как медведь, человек поступает словно ренегат, подтверждая собственное величество посредством устранения тех, кого он почитал до этого.


Источник: Журнал ЗООСАД, 1999 г.

10-08-2013 | Просмотров: 5704
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать