D I S C O V E R Y
 

Бакулюм (лат. baculum, или os penis) — уникальная кость мужского скелета

 


Скелет ужасного волка (Aenocyon dirus) Фото © Jonathan Chen с сайта en.wikipedia.org, Калифорнийский Музей Джорджа Пейджа.

На фото — скелет ужасного волка (Aenocyon dirus), найденный в знаменитых на весь мир битумных озерах Ранчо Ла-Бреа на территории современного Лос-Анджелеса. Около 15 000 лет назад этот зверь увяз в жидком битуме и постепенно утонул, так что его скелет великолепно сохранился: уцелели самые мелкие косточки скелета, включая пальцы ног, кончик хвоста и даже уникальную кость, которую вы можете увидеть чуть впереди задних ног волка. Хотя палеонтологи уже умеют отличать самцов ужасных волков от самок по их более массивным черепам, именно эта странная кость, не связанная с остальным скелетом, однозначно указывает на принадлежность особи к мужскому полу. Ведь это бакулюм (baculum, или os penis) — уникальная кость мужского скелета, образующаяся в соединительной ткани полового члена.

Среди современных млекопитающих бакулюм характерен для представителей всего шести отрядов: насекомоядныхрукокрылыхгрызуновхищныхприматов (включая горилл и шимпанзе, но исключая человека), зайцеобразных (только у них его можно разглядеть разве что в электронный микроскоп). Существует несколько гипотез о том, какую функцию выполняет эта странная кость в организме самца — от защиты мочеиспускательного канала во время копуляции до дополнительной стимуляции самки, способствующей лучшему оплодотворению. Вполне вероятно и то, что в разных эволюционных линиях бакулюм развился для выполнения разных функций: существуют данные, что эта кость появилась в разных отрядах млекопитающих независимо, поэтому у нее может и не быть «общемлекопитающей» функции.


Бакулюм взрослого самца водяной полевки (Arvicola amphibius) над миллиметровой линейкой. Костная здесь только нижняя часть, а над ней находятся хрящевые «наконечники», предположительно, стимулирующие партнершу при спаривании и способствующие удалению спермы предыдущих самцов из половых путей самки. Фото Людмилы Проскурняк из Института систематики и экологии животных СО РАН, используется с разрешения автора

Любопытно, что у самок тоже есть похожая кость — она носит название баубеллюм (см. Os clitoridis) и находится в пещеристой ткани клитора. Бакулюм и баубеллюм — остеологические аналоги, вероятно с общим происхождением, хотя функция баубеллюма еще более туманна. Вероятно, развитие этой кости связано с гормонами — не зря же инъекция тестостерона самкам крыс привела к увеличению размеров баубеллюма и придала ему сходство с бакулюмом самцов! Но это влияние проявляется не у всех видов: например, у фосс (Cryptoprocta ferox) в юности заметно увеличен клитор, поддерживаемый крупным баубеллюмом, но к третьему году жизни и клитор, и кость внутри уменьшаются, приобретая типичный «женский» вид. Почему так происходит, не вполне понятно: изучив содержащихся в неволе фосс, исследователи не обнаружили гормональных различий между «женственными» взрослыми и «мужеподобными» молодыми самками, но предполагают, что такая «маскулинизация» молодых фосс уберегает их от нежелательного внимания самцов и территориальных взрослых самок.

Что касается приматов, то у человека отсутствуют и бакулюм, и баубеллюм, однако у многих других обезьян, включая человекообразных, они присутствуют. Впрочем, чаще всего эти кости поистине крохотные: например, у шимпанзе длина бакулюма составляет не более 20 миллиметров, так что едва ли он играет серьезную роль в копуляции и, скорее, является рудиментом. Возможно, утрата бакулюма у нашего вида связана со многими факторами, такими как моногамия (бакулюм позволяет самцам долгое время сохранять эрекцию и оплодотворять большое количество самок, а при моногамии это становится ненужным) и внутривидовая агрессия (травма бакулюма выводит соперника из размножения, так что самцы-мутанты, лишенные «опасной» кости, получили бы преимущество перед соплеменниками), или даже является примером неотении — ведь у эмбрионов шимпанзе на поздних стадиях развития бакулюм всё еще отсутствует.


У этого скелета большой панды (Ailuropoda melanoleuca) бакулюм выглядит довольно большим, но на самом деле это не родная кость скелета: вероятно, за утерей собственного панде приставили бакулюм другого вида — медведя-губача (Melursus ursinus). У панд же бакулюм сравнительно короткий и расширенный, формой напоминающий ложку. Фото с сайта paoloviscardi.comМузей естествознания в Берлине

Не имея собственного бакулюма (кстати, существует теория, что ветхозаветная Ева была создана не из ребра, а из бакулюма Адама, по причине чего он и отсутствует у современного человека), люди с древних пор уделяли немало внимания бакулюмам других млекопитающих. Например, на американском Юге бакулюм енота использовался в качестве талисмана, приносящего удачу и любовь, а жители Севера нередко используют бакулюмы морских млекопитающих, таких как белые медведи и тюлени, для изготовления рукоятей ножей и резных поделок, привлекающих туристов.


Бакулюмы некоторых современных видов млекопитающих. Самый крупный принадлежит моржу (Odobenus rosmarus), рекордсмену как по абсолютной, так и по относительной величине бакулюма (не зря его часто используют для резьбы по кости). Ниже в левой части представлены бакулюмы пяти других видов ластоногих, в центре — грызунов, справа — хищных млекопитающих за исключением ластоногих. Длина масштабного отрезка — 15 см. Фото с сайта prettydeadstuff.tumblr.com

Бакулюм имеет и научное значение. Например, изучая структуру бакулюма европейского барсука (Meles meles), ученые обнаружили, что эта кость позволяет приблизительно установить возраст животного: у молодых особей она состоит по большей части из хряща, а с возрастом окостеневает. А проанализировав бакулюмы ископаемых ужасных волков, палеонтологи смогли больше узнать об их размножении: из нескольких сотен бакулюмов, найденных на Ранчо Ла-Бреа, лишь несколько несут следы патологий (особенно не повезло одному из волков, чей бакулюм в результате перелома приобрел форму бумеранга), так что хотя исследователи не исключают возможности того, что самцы нападали на других самцов во время спаривания, толстый и прочный бакулюм, как видно, в большинстве случаев успешно сопротивлялся переломам.


Фрагмент сломанного и зажившего бакулюма ужасного волка (экземпляр LACMHC 8291). Фото из статьи A. Hartstone-Rose et. al., 2015. The Bacula of Rancho La Brea

Напоследок стоит отметить, что хотя в норме люди ходят без бакулюмов, а возбуждение полового члена обеспечивается не костью внутри, а наполнением кровью пещеристых тел, окостенение полового члена возможно как результат травмы или нарушений развития: всего известно около 40 таких случаев, и чаще всего «лишняя» кость вызывает боль и неудобства. Возможно, аналогичные нарушения могут происходить и в случае клитора, но о них пока не сообщалось.



27-07-2023 | Просмотров: 415
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать