D I S C O V E R Y

История рядового Войтека

Простой режим просмотра  
 
 
 

Один из самых любимых и почитаемых польских ветеранов Второй мировой войны вовсе не был поляком: это был 220-килограммовый бурый медведь по кличке Войтек…

Во время Второй мировой войны десятки тысяч польских солдат сражались за то, чтобы защитить и восстановить свою разрушенную Родину. В Польше до сих пор помнят и почитают их героические усилия, включая вклад одного особенного солдата.

Бесстрашный и преданный рядовой Войтек проделал с польской армией путь от гор Ирана до полей сражений в Европе, помогая своим братьям по оружию добиться дорогостоящей, но жизненно важной победы союзников в Италии. Войтек никогда не ступал на польскую землю в течение своей жизни, но памятники в его честь сегодня можно найти по всей Польше, несмотря на то, что воин, которого они так почитают, не был ни поляком, ни человеком: рядовой Войтек был 220-килограммовым бурым медведем.

Весной 1942 года группа усталых польских солдат и гражданских лиц пробиралась через горы Персии, где сейчас находится Иран. Предыдущие несколько лет дались им нелегко: во-первых, СССР вторгся и аннексировал восточную часть их страны, а гитлеровская Германия поглотила запад. Сотни тысяч польских граждан (включая целые семьи мужчин, женщин и детей) были арестованы и отправлены в трудовые лагеря в Сибирь. Но когда волна войны обернулась против СССР, польское правительство в изгнании стало вести переговоры о формировании польской армии на советской земле под командованием польского генерала Владислава Андерса. Однако советская власть едва могла прокормить собственные войска, не говоря уже об армии Андерса и десятках тысяч депортированных польских граждан.

Медвежонок Войтек

Летом 1941 года совместное британское и советское вторжение в Иран помогло прийти к решению: польских солдат перевели в Иран и передали под британское командование. Польские гражданские лица отправились туда вслед за ними — на лодках, поездах, но в основном пешком. Многие умерли от холода или истощения.

Ирена заметила, что они играют с мешком, в котором находилось маленькое пушистое существо коричневого цвета. Это был крошечный медвежонок, которого один из мальчиков спас в горах после того, как охотник убил его мать. Животное, которому было всего несколько месяцев от роду, было тощим и голодным, как и сами мальчики. Лейтенант Анаол Тарновецкий, польский офицер, стоявший неподалёку, заметил интерес Ирены к детёнышу. То ли под влиянием очаровательности медвежонка, то ли желая привлечь внимание красивой девушки, Тарновецкий предложил мальчикам несколько банок еды, плитку шоколада и швейцарский армейский нож в обмен на животное.

Войтек

Ирена принесла медвежонка в гражданский лагерь под Тегераном. Он был очень маленьким и с трудом кушал сам, поэтому Ирена и её товарищи кормили его разбавленным сгущённым молоком из пустой бутылки из-под водки. Малыш быстро рос, и вскоре Ирена поняла, что больше не может заботиться о нём. Она передала его солдатам армии Андерса, и медвежонок был принят во 2-ю транспортную роту, которая впоследствии стала 22-й артиллерийской ротой снабжения. Солдаты назвали медвежонка Войтеком – это уменьшительная форма от имени Войцех, означающего «радостный воин».

Сержант Питер Прендис был назначен главным опекуном Войтека. Тихий 46-летний сержант, которого солдаты вскоре окрестили «Мамой-медведицей», в самом деле стал суррогатной матерью детёныша: он заворачивал медвежонка в свою армейскую куртку холодными вечерами и прижимал к себе, когда они спали в общей палатке. Вскоре Войтек перешёл со сгущённого молока на фрукты, мармелад, мёд и сироп. Но его любимым лакомством были сигареты, которые он предпочитал есть, а не курить.

К тому моменту, когда армия Андерса направилась в Палестину, чтобы встретиться с британскими войсками, Войтек вырос, играя с Прендисом и другими людьми, которые стали для него друзьями и научили его бороться и отдавать честь. Ему нравилось бывать на кухне лагеря, где он с удовольствием ел и пил всё, что предлагали ему повара. Когда он вёл себя хорошо, солдаты давали ему бутылку пива или вина, и он выпивал её залпом, а потом печально смотрел на пустую бутылку, пока один из солдат не понимал намёка и не бросал ему другую.

В конце концов, армия Андерса достигла Палестины и начала готовиться к крупномасштабному развёртыванию, ожидая последующего распределения. Войтеку дали большой деревянный ящик, где он смог спать, разрешили свободно передвигаться по лагерю, за одним исключением: душевая палатка. Медведь с густым мехом, который родился в умеренном горном климате, не мог приспособиться к условиям жаркой пустыни, однако он быстро сообразил, как пользоваться общим душем, чтобы охладиться. Войтек расходовал слишком много воды, которая была на вес золота, поэтому ему ограничили доступ к душевой палатке. Однажды, во время своего раннего утреннего патрулирования лагеря, Войтек обнаружил, что душевая палатка не заперта, и неторопливо вошёл, чтобы насладиться прохладной водой. Внутри он наткнулся на арабского шпиона, который намеревался прятаться до тех пор, пока ему не удастся проникнуть на склад боеприпасов. Непонятно, кто больше испугался, однако шпион был в итоге арестован, а Войтек из любимого питомца превратился в настоящего героя.

К началу апреля 1942 года поляки пересекли Каспийское море, но по-прежнему находились более чем в 160 километрах от места назначения – гражданского лагеря под Тегераном. Они остановились, чтобы получить столь необходимый отдых, недалеко от древнего города Хамадан, где внимание 18-летней гражданки Ирены Бокевич привлекла группа персидских мальчиков.

Войтек резвится с солдатом

К 1943 году армия Андерса прошла через Иран, Ирак и Палестину под руководством британского ближневосточного командования. Многие из польских солдат и один двухлетний персидский бурый медведь присоединились к недавно созданному польскому 2-му корпусу, который направился на запад в Египет, а затем в Италию в качестве независимой части британской Восьмой армии. В то время как польская армия продвигалась через Ближний Восток и Северную Африку, Войтек оставался со своей ротой. Поначалу его перевозили в кабине грузовика, а затем, когда он существенно увеличился в размерах, в кузове одного из эвакуаторов, где он мог распластаться или поиграть с краном.

Однако в начале 1944 года, когда польскому 2-му корпусу пришло время переправиться через Средиземное море в Европу, возникла проблема в виде военной бюрократии. Британское верховное командование не разрешало животным сопровождать подразделения в бою и, конечно же, подниматься на борт военных транспортных кораблей. Проблему решили, зачислив Войтека рядовым в польскую армию. С новым серийным номером и платёжной книжкой, рядовой Войцех «Войтек» Перский (фамилия, указывающая на его персидское происхождение) поднялся на борт транспортного корабля вместе со своей командой и отплыл в Италию.

Польская 22-я артиллерийская рота снабжения, включая её нового рядового, присоединилась к союзникам в Италии, чтобы прорвать оборону «оси» и достичь Рима. В 1944 году наступление союзников столкнулось с немецкой оборонительной линией в итальянском городе Кассино. Центром этого конфликта стало 1400-летнее бенедиктинское аббатство Монте-Кассино, расположенное на вершине холма недалеко от города. Поначалу немцы не хотели занимать оборонительные позиции в аббатстве в попытке сохранить исторический объект, однако вскоре они стали использовать его в качестве наблюдательного пункта. Союзники, узнав об этом, послали американские бомбардировщики, которые сровняли аббатство с землей. Немцы не испытывали никаких угрызений совести, занимая завалы, которые обеспечивали отличное оборонительное прикрытие.

В течение четырёх месяцев союзники атаковали немецкие рубежи. Это вылилось в гибель 55000 союзных и 20000 немецких солдат, не считая жертв среди гражданского населения. Польский 2-й корпус, включая роту Войтека, прибыл за несколько недель до четвёртого, последнего, штурма союзников. Он начался 11 мая 1944 года с массированного артиллерийского обстрела более чем из 1600 орудий.

Руины Монте-Кассино

22-й артиллерийской роте поручили поставлять боеприпасы для артиллерии. Путь снабжения нельзя было назвать лёгким; солдатам приходилось вести грузовики с тяжёлым военным снаряжением и коробками с боеприпасами вверх по узким горным дорогам с многочисленными крутыми поворотами. Немецкая артиллерия была нацелена на этот маршрут, так что водителям приходилось работать ночью без фар, следуя за солдатом, который шёл впереди грузовиков с белым полотенцем на плечах, чтобы его хоть как-то видели в кромешной темноте. Достигнув боевых позиций, бойцы 22-й артиллерийской роты снабжения как можно быстрее выгружали ящики, а затем спускались вниз, чтобы повторить весь процесс с самого начала. Несколько водителей погибли после того, как их грузовики соскользнули с предательской тропы и рухнули в ущелье.

Рядовой Войтек нервничал в первые дни пребывания в Монте-Кассино. Испуганный шумом непрекращающейся канонады и артиллерийских залпов, он прятался в укрытие, прижимаясь к своим друзьям-людям. Вскоре, однако, его любопытство взяло верх, и он взобрался на ближайшее дерево в лагере, чтобы лучше видеть далёкие вспышки на вражеских линиях. Наблюдая, как его товарищи перетаскивают ящики с боеприпасами к грузовикам, он присоединился к ним, встав на задние лапы и вытянув передние. Каждая коробка снарядов весила более 130 килограмм; поднять её можно было только вчетвером, однако Войтек легко переносил коробку за коробкой на погрузочную площадку, аккуратно складывая их, чтобы облегчить работу людям, поднимающим коробки на грузовики. Время от времени медведь терял интерес к этому занятию и уходил вздремнуть, но быстрая закуска, поданная ему одним из друзей, помогала ему взбодриться. Польские ветераны битвы при Монте-Кассино позже с гордостью сообщали, что рядовой Войтек за всё время не уронил ни одного снаряда. С помощью Войтека 22-я артиллерийская рота снабжения поставила более 17000 тонн боеприпасов союзникам во время боя.

Официальная эмблема польской 22-й артиллерийской роты снабжения

В течение почти недели союзные войска пытались прорвать немецкую оборону. В какой-то момент у польских пехотных частей, отрезанных от линии снабжения, закончились боеприпасы. Не желая сдаваться, они стали забрасывать немцев камнями. Добравшись до вершины холма, они одолели немцев в жестокой рукопашной схватке. Несмотря на огромные потери, союзным войскам удалось захватить Монте-Кассино 18 мая 1944 года. Солдаты 12-го подольского кавалерийского полка водрузили на развалинах польский флаг.

После битвы Войтек был произведён в капралы за доблестную службу, и 22-я артиллерийская рота снабжения решила почтить его, сделав изображение медведя с артиллерийским снарядом в лапах своей официальной эмблемой. Они с гордостью наносили его на свои мундиры, знамена и грузовики. Когда война подошла к концу, Войтека вместе с остальными членами его роты отправили в Шотландию, чтобы приступить к процессу демобилизации. В октябре 1946 года Войтек оказался в лагере для перемещенных лиц Винфилд на ферме Санвик вместе с другими членами польского 2-го корпуса. И снова он нашёл применение своей силе, поднимая брёвна и строительные материалы для людей, которые работали на полях. Но самое главное – он улучшал настроение своим товарищам, польским беженцам, многие из которых не видели Родину с тех пор, как она была разделена немцами и СССР в 1939 году. Он быстро стал знаменитостью среди местных шотландцев, которые угощали новоприбывших яйцами, мёдом, сигаретами и конфетами. Его даже сделали пожизненным почётным членом Шотландско-польского общества, и это событие он отпраздновал бутылкой пива.

Войтек провёл чуть больше года в лагере Уинфилд со своими польскими товарищами, но когда 1947 год подошёл к концу, мужчины начали задумываться о том, что делать дальше. Одни вернулись в Польшу, страну, разорённую войной и контролируемую Советским Союзом. Другие переехали в другие страны Европы или участвовали в программах переселения, предложенных британским правительством. Братья Войтека по оружию знали, что послевоенная Польша не место для их друга, поэтому они организовали его переселение в Эдинбургский зоопарк.

Питер Прендис, первый опекун Войтека из 22-й артиллерийской роты снабжения, прошёл войну и в течение года жил с Войтеком в лагере Винфилд. Он отправился со своим другом в Эдинбург на машине, которую одолжил местный член Шотландско-польского общества. Питер привёз доверчивого медведя в его новый дом без происшествий. Его сердце разрывалось при мысли о прощании с медведем, но он был уверен, что так будет лучше.

Солдат Войтек в Эдинбургском зоопарке

Войтек прожил в Эдинбурге 16 лет. Больше всего он радовался, когда его навещали бывшие товарищи, но ему также нравилось общаться с шотландской публикой, которая бросала ему сигареты и звала его на ломаном польском языке. Он умер в 1963 году в возрасте 22 лет, что примерно соответствует средней продолжительности жизни его вида. Питер Прендис умер пять лет спустя в Лондоне, воссоединившись со своей женой и одним из их детей, переживших оккупацию Польши.

Наследие Войтека живёт в книгах, фильмах, мемориалах, памятниках и сердцах польского и шотландского народов. В 2014 году на деньги частных благотворителей в Кракове (Польша) был воздвигнут памятник в честь Войтека. Полтора года спустя в Эдинбурге был открыт ещё один памятник в честь героя войны, профинансированный Фондом памяти Войтека. Он представляет собой бронзового медведя рядом с польским солдатом; оба стоят на платформе из гранита, добытого в Польше – стране, которую Войтек никогда не видел. Тем не менее, её граждане никогда не забудут о его бесценном вкладе в победу.


Источник: damninteresting.com


 
 
21-12-2019 | Просмотров: 2018
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать