D I S C O V E R Y
 

Пургаторий, или пургаториус (лат. Purgatorius)

 


Пургаторий (Purgatorius) Рисунок © Tuomas Koivurinne с сайта deviantart.com.

На рисунке изображено существо, жившее на территории Северной Америки около 65 миллионов лет назад и напоминавшее то ли белку, то ли мелкого кузу. Оно лазило по ветвям деревьев позднего мелового периода, с безопасной высоты наблюдая за живущими внизу динозаврами, и в целом было довольно-таки скучным созданием. Если только не знать, что на самом деле этот зверек был не грызуном и не сумчатым млекопитающим, а... приматом. Перед вами пургаторий (Purgatorius), или пургаториус, — наиболее древний из примитивных приматоморфов (группы, объединяющей современных приматов, шерстокрылов и всех их вымерших родственников), а значит — самый ранний из известных науке родственников современного человека. Конечно, нельзя с полной уверенностью сказать, что люди ведут свой род от пургатория, а не от кого-то из других примитивных приматоморфов, но изучение особенностей строения этого зверька позволяет ученым лучше понять, как выглядели предшественники современных приматов на заре своего существования.

Впервые род пургаториев был описан в 1965 году на основании нескольких крошечных зубов, извлеченных из нижнепалеоценовых отложений формации Туллок (Tullock Formation) и верхнемеловых отложений формации Хелл-Крик (Hell Creek Formation) в штате Монтана, США. Одно из местонахождений, где обнаружили зубы, носило название «Чистилищный холм» (Purgatory Hill), и именно поэтому зверек получил такое название.


Изображения зубов и челюстных костей пургатория, полученные с помощью микрокомпьютерной томографии. Рисунок из статьи G. P.Wilson Mantilla et al., 2021. Earliest Palaeocene purgatoriids and the initial radiation of stem primates

Позже новые остатки пургаториев были найдены в Канаде, и в настоящее время выделяются уже семь видов этих зверьков, живших на самой границе мезозойской и кайнозойской эр. Хотя зубов пургаториев был найден не один десяток, другие элементы скелета крайне редки — всего несколько челюстных костей и крошечные кости конечностей. Однако благодаря им ученые смогли представить, как жило это животное, чем оно питалось и почему сумело уцелеть в мире, охваченном массовым вымиранием.


Косточки нижней конечности пургатория на пальце Стивена Честера (Stephen Chester), американского антрополога и палеонтолога, занимающегося ранней эволюцией приматов. Фото с сайта Флоридского музея естественной истории floridamuseum.ufl.edu

Одна из основных проблем, возникающих при изучении пургатория, — это вопрос о его систематическом положении. Разные ученые никак не могут договориться, является это животное примитивным приматом (в строгом понимании этого слова, как член отряда), неопределенным приматоморфом или ранним представителем плезиадаписовых — группы примитивных приматоподобных животных, то ли включаемых в отряд приматов, то ли выделяемых в самостоятельный отряд. Строение резцов сближает этого зверька с плезиадаписовыми, тогда как рисунок бугорков на коренных зубах и их количество напоминает примитивных приматов, и к кому из них пургаторий ближе — большой и, скорее всего, неразрешимый вопрос. В конце концов, существуют также данные о том, что пургаторий вообще не имеет отношения к приматам и на самом деле является базальным плацентарным млекопитающим неопределенного систематического положения — однако пока что большинство исследователей всё же относят пургатория к приматоморфам.


Шустрый пургаторий удирает от молодого тираннозавра в позднемеловом лесу. Рисунок © kepyle2055 с сайта deviantart.com

Сравнив размеры остатков пургатория с окаменелостями других примитивных приматоморфов, ученые пришли к выводу, что это было очень небольшое животное: всего 10–15 сантиметров в длину и весом около 20–40 граммов (для сравнения, вес обыкновенной белки — около 300 граммов), что сопоставимо с габаритами самого мелкого примата современности — карликового мышиного лемура. Кстати, этого зверька пургаторий, скорее всего, напоминал и диетическими предпочтениями: на его коренных зубах имеется три острых бугорка, как у насекомоядных животных, но также есть добавочный плоский выступ — «пятка», что обеспечивал зверьку возможность пережевывать растительный корм. Вероятно, основную часть рациона пургатория составляли различные беспозвоночные (насекомые, пауки, черви), но время от времени он мог лакомиться спелыми фруктами, которые в позднемеловых лесах были распространены уже достаточно широко.


В раннепалеоценовом лесу пара пургаториев ищет корм в кронах деревьев: обратите внимание на «человеческие» уши зверька — сегодня такие же можно увидеть у тупайи. Под ними бродит примитивное копытное млекопитающее, всё еще больше напоминающее барсука, чем оленя, лошадь или кита. Рисунок Андрея Атучина с сайта washington.edu

Изучение костей нижних конечностей этого животного также показало, что, начиная с самых ранних этапов своего развития, приматы были склонны к древесному образу жизни и могли успешно лазить по ветвям, тем самым спасаясь от многочисленных хищников, рыскающих внизу. Судя по строению найденных пяточной и таранной костей (удивительно напоминающих кости более поздних приматоморфов), у пургатория была весьма подвижная пятка, что полезно для зверька, вынужденного то и дело обхватывать лапками ветви деревьев. Возможно, образ жизни пургатория в чем-то напоминал современных тупай: эти зверьки проводят много времени на деревьях и ловко перепрыгивают с ветки на ветку, но также могут искать пищу на земле, копаясь в лесной подстилке.


Во времена массового вымирания, уничтожившего динозавров, пургатории могли искать пищу на морском берегу: этот, в частности, пытается справиться с раковиной мертвого аммонита. Рисунок © KirbyniferousRegret с сайта deviantart.com

Так что же всё-таки позволило пургаториям пережить последних динозавров и вступить в новую геологическую эру? Скорее всего, «на руку» ему сыграли два фактора: малые размеры и непривередливость в выборе питания. Будучи мелкими животными, пургатории могли укрываться от неблагоприятных факторов внешней среды в норах и дуплах, а также обходиться меньшим количеством пищи, что давало им возможность уцелеть даже на выжженных пустошах, где не оставалось ничего, кроме редкой падали и остатков растительности. Также, возможно, способствовали выживанию пургаториев и относительно быстрые темпы размножения: скажем, ближайшие современные родственники приматоморфов — тупайи — приносят за раз до четырех детенышей, которые уже в месячном возрасте покидают родное гнездо, а спустя еще три–пять месяцев и сами могут вступать в размножение.


Вероятно, чтобы представить внешний облик и образ жизни пургатория, стоит взглянуть на его дальнюю родственницу — индонезийскую тупайю (Tupaia javanica). Фото с сайта en.wikipedia.org

Впрочем, несмотря на успешное выживание на закате эры динозавров, судьба пургаториев, да и вообще всех североамериканских приматоморфов, вышла непростой. В течение всего палеоцена эти животные были довольно обычными жителями американских лесов, однако к началу эоцена, около 55 миллионов лет назад, они полностью вымерли, что связывается как с раннеэоценовым потеплением климата, так и с конкуренцией со стороны других млекопитающих, в частности грызунов. Примерно в то же время в Северную Америку через покрытую лесами Берингию проникли и представители настоящих приматов — похожие на лемуров адаписообразные и напоминающие долгопятов омомисобразные, которые продлили историю приматоморфов на этом континенте еще на двадцать миллионов лет.

К сожалению, климатические изменения были неумолимы: к концу эоцена климат Северной Америки стал прохладнее и суше, после чего тропические леса начали сменяться открытыми равнинами, заросшими кустарником и редкими деревьями. Последний из известных североамериканских приматов — причудливый игумувечашала (Ekgmowechashala; так называются обезьяны на языке сиу), живший около 29 миллионов лет назад, — питался в основном фруктами и жил в условиях редколесья, как и некоторые современные галаго. Какое-то время ему удавалось выживать в таких, казалось бы, не слишком подходящих примату условиях — но, увы, климат продолжал меняться, редколесья постепенно превратились в открытые равнины, и в конце концов, не сумев приспособиться к этому изменчивому миру, последние североамериканские приматы окончательно вымерли.



23-09-2021 | Просмотров: 1051
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать
Ещё по теме