|
Есть ли ошибка на этой картине Джона Констебла?
Впервые я увидел эту картину около 30 лет назад; она висела на стене в кабинете моего коллеги, который работал в Университете Кентукки. Оценив картину, я пришёл к выводу, что художник (известный на весь мир своими пейзажами), должно быть, допустил ошибку в изображении сцены. Казалось, эта очевидная аномалия больше никого не интересовала, и я забыл об этой картине (название которой я даже не знал) до тех пор, пока снова не столкнулся с ней на прошлой неделе. Я попрошу вас внимательно посмотреть на картину. Сможете ли вы найти то, что внутренне противоречит её содержанию? Парк Уайвенхо – реальное, не вымышленное место; это загородное поместье, которое находится в графстве Эссекс. Два, казалось бы, противоречивых аспекта картины всерьёз озадачили меня. Слева на картине изображён мост, раскинувшийся через реку: Судя по нему, вода в реке течёт слева направо. А теперь взгляните на двух рыбаков в лодке, которые возятся с сетями: Скорее всего, это жаберные рыболовные сети с пробковыми поплавками, которые пересекают реку от берега до берега. Посмотрите внимательнее. Изогнутая линия поплавков от рыболовной сети говорит о том, что вода в реке течёт справа налево (а не слева направо, как указывает мост в левой части картины). Какая странная ошибка, если учесть тот факт, что картину рисовал такой опытный художник-пейзажист, как Констебл – причём делал он это с натуры, а не своего воображения. Я решил, что при создании такой большой и сложной картины, как эта, он, должно быть, сначала сделал подготовительные эскизы. И эскиз рыбаков в лодке он, по всей вероятности, рисовал с противоположного берега, после чего включил его в пейзаж так, как есть, без необходимых изменений. Я думал, что нашёл подтверждение своей версии в следующем комментарии экспертов из Музея Виктории и Альберта: «Художник изменил пейзаж, чтобы создать более гармоничную картину. Например, в реальности озеро и дом не были бы видны одновременно с того места, где он, предположительно, рисовал свой пейзаж». Поэтому вполне возможно, что это «композиционная ошибка». Я рассмотрел и другие возможные варианты. Я нашёл это место на картах Google и приблизил его, чтобы убедиться в том, что водный объект, изображённый на картине, удалён от моря, и изогнутая линия рыболовных сетей не является результатом приливного течения. Но теперь меня обеспокоила другая очевидная аномалия. Карты Google подтвердили, что это не бурная река. И даже не большой ручей. На самом деле, если вы посмотрите на трубу, проходящую через плотину под мостом, то увидите, что поток воды из неё льётся незначительный. Так в чём же дело? Почему линия поплавков от рыболовной сети является изогнутой, ведь она явно пересекает реку от берега до берега, а не образует огромный круг? Ответ пришёл ко мне, когда я наткнулся на один из эскизов Констебла в архиве Музея Виктории и Альберта:
Теперь всё ясно как божий день. Рыболовную сеть тянут на себя по несколько человек на каждом берегу (в конечном варианте картины они видны на дальнем берегу). Также отмечу, что сотрудники Музея Виктории и Альберта назвали этот эскиз «Рыбаки с сетью на озере в парке Уайвенхо». Не на реке или ручье, а именно на искусственном озере (на самом деле это большой пруд), которое было создано по желанию одного богатого землевладельца. Он нанял ландшафтного архитектора специально для этой цели: «Чтобы пробудить чувство прекрасного архитектор Вудс решил построить арку и мост, которые выглядят так, будто их изрядно потрепало время...» Конец истории? Вроде этого. По крайне мере, в плане верности представления Констебла можно считать оправданным. Мои первоначальные опасения оказались из разряда «много шума из ничего». Но сейчас меня интересует кое-что другое. Я (ошибочно) полагал, что пара рыбаков, изображённая на картине, была случайным элементом пейзажа. Но то, чем они занимались, было больше, чем просто развлечение. Это большая команда – десять взрослых мужчин, которые ловят в озере рыбу. На территории частного поместья. Их наняли специально для этой цели.
Картина была выполнена на заказ семьи Рибоу. Картина «Парк Уайвенхо» была выполнена на заказ семьи Рибоу, поэтому Констебл включил в неё аспекты, имевшие для них большое значение – включая одиннадцатилетнюю дочь Мэри, которая катается на повозке, запряжённой ослом (в левой части картины). Рыбалка на озере, скорее всего, также была важна для семейства Рибоу. У нас есть все основания полагать, что улов получился на славу. Это плавно подводит нас к последнему пункту (и причине написания этой статьи, в первую очередь) – практике аквакультуры в английских загородных поместьях. После долгих поисков я нашёл эту книгу. Вот несколько отрывков из неё. Эта книга публикуется для того, чтобы осветить малоизвестные аспекты животноводства в былые времена, а именно разведение карася (лат. Carassius carassius), карпа (лат. Cyprinus carpio), линя (лат. Tinca tinca) и других представителей семейства карповых в искусственных прудах... Рыбные пруды стремительно распространялись по всей Европе на протяжении двенадцатого и тринадцатого веков. В то время рыбные пруды создавались на территории имений епископов, монастырей и членов королевской семьи по всей Англии... Существует ряд доказательств, указывающих на то, что рыбные пруды появились в Британии после Нормандского завоевания (1066 год) по инициативе светских аристократов, а не в качестве монастырского новшества... Обилие литературных ссылок на рыбные пруды показывает, что владение ими, наряду с мельницами, голубятнями и парками с оленями, было одной из привилегий манориальных землевладельцев; они служили не только символом статуса, но и обладали практической полезностью... Рыбные пруды создавались на территории королевских замков, дворцов, усадеб и охотничьих домиков... Счётная книга, которую вёл управляющий имением герцога Саффолк в период с 1632 по 1636 год, содержит записи о тратах на очищение рыбных прудов на территории Замка Лалворт и приобретение «трёхстенных (режевых) сетей» (длинная, узкая рыболовная сеть, которая удерживается вертикально в воде благодаря поплавкам и грузилам и состоит из двух стенок крупноячеистой сетки и одной стенки мелкоячеистой сетки, расположенной между ними) для ловли рыбы... Во время рыбалки на озере Стоунхед в 1793 году было поймано 2000 штук карпа «крупного размера», включая одного весом восемь килограмм... К 1740-м годам пруды правильной геометрической формы, ассоциируемые с английскими парками, вышли из моды. Некоторые из них были заброшены, другие изменены, поскольку революционные идеи благоустройства ландшафта поощряли создание крупных озёр с более «естественным» видом... Тем не менее, некоторые сторонники улучшения сельского хозяйства выступали в поддержку создания рыбных прудов, считая, что они способствовали развитию экономики в начале девятнадцатого века... Констебл завершил картину «Парк Уайвенхо» в 1816 году. По всей видимости, владельцев изображённого на ней поместья по-прежнему волновала аквакультура. Мне интересно, была бы она возможна в условиях относительного дефицита во время Второй мировой войны. 21-03-2017 | Просмотров: 4782
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|