Несмотря на то, что теория о пчелах, чей интеллект может превосходить человеческий, звучит несколько оригинально, ученые из Университета Лондона обнаружили, что пчелы учатся летать по кратчайшему маршруту между цветами, предварительно проанализировав все возможные варианты своего пути. Для того, чтобы проделать аналогичную работу, современные компьютеры сравнивают длину всех возможных маршрутов, выбирая из них наиболее короткий. Проделывая свою ежедневную работу по добыче меда, пчелы не используют какие-то сверхсложные технологии, при этом моментально определяя кратчайший путь с целью сохранения энергии.
Для того, чтобы доказать свою теорию, ученые провели эксперимент, используя управляемые компьютером искусственные цветы, которые периодически изменяли свое расположение. Изучив расположение цветов, насекомые быстро перестраивали свой маршрут, снова и снова настраиваясь на кратчайший путь. Ученые отмечают, что столь полезное качество медоносных пчел может быть использовано при планировании бизнес-цепочек поставок, при анализе потока информации в интернете, а также для лучшего распределения трафика на дорогах. Понимая возможность того, как пчелы могут решать свои повседневные проблемы с таким крошечным мозгом, мы можем улучшить наше собственное управление повседневными сетями, не требуя много компьютерного времени.
Пчелы способны находить кратчайший путь заданного маршрута любой сложности
Помимо наличия у насекомых уникальных способностей при ориентировании на местности, пчелы способны планировать и строить самые экономически выгодные “здания”. Так, известно, что для строительства сот медоносные пчелы используют минимальное количество воска, возводя при этом самые эффективные структуры в природе — идеальные шестиугольники со стенками, которые соединяются под углом 120 градусов.
Одним из самых противоречивых и невероятных опытов, который смог показать интеллектуальные возможности пчел, стал эксперимент, проведенный учеными из Квинслендского университета. Для того, чтобы выяснить, способны ли чешуйчатокрылые воспринимать образную информацию, пчел запускали в специальные ящики, состоящих из двух отдельных камер. В одной из них пчел ждал сахарный сироп, в то время как другая камера была пуста. Для того, чтобы помочь пчелам определить правильное местонахождение сиропа, исследователи поместили изображения картин Пикассо и Моне над входом в каждую из камер, раз за разом заменяя одни картины другими. После непродолжительного “обучения”, пчелы научились распознавать стиль картины, что доказывает способность насекомых к анализу и обобщению сложной информации.