Стрекозы вида камышовое коромысло обитают у прудов и болот в Европе, Азии и Северной Америке. Их брачный ритуал биолог Рассим Келифа называет «акробатическим спариванием в воздухе».
Еще в полете самка Aeshna juncea изворачивается так, что ее гениталии соединяются с гениталиями самца, расположенными в грудной клетке. Потом стрекозы приземляются, завершают половой акт, после чего самка улетает откладывать яйца. Но, прежде чем она улетит, к ней будут приставать другие самцы. Эволюция научила самку сопротивляться, поскольку, во-первых, у нее в запасе ограниченное число яиц, а, во-вторых, репродуктивный тракт может травмироваться от повторных спариваний. Кроме того, ее уже осеменил избранник, а пенис самца стрекозы устроен так, что перед спариванием он уничтожает чужую сперму. И вот, чтобы избежать секса, самка падает замертво. Или, если говорить точнее, прикидывается мертвой еще в полете, падает и остается «бездыханной» на земле.
Келифа недавно провел очередное исследование в Цюрихском университете. Изучив мнимую смерть, танатоз, самок камышового коромысла, ученый обнаружил, что их стратегия и вправду хорошо работает. Большинство подопытных самцов некоторое время описывали круги над прикинувшейся мертвой самкой, а потом улетали в поисках другой пассии. Стоило самцу исчезнуть из поля зрения, как «покойница» оживала и улетала по своим делам.
Имитация смерти помогает и другим животным
Состояние, когда животное перестает двигаться, принимая позу мертвеца, чтобы отпугнуть или подстеречь хищника, называется «тоническая неподвижность», «притворная смерть» или, как уже говорилось, «танатоз». Оно было отмечено у многих видов позвоночных и беспозвоночных.
Змеи. Чтобы сделать свою мнимую смерть как можно более убедительной, свиноносые змеи из Северной Америки вырабатывают дурно пахнущую жидкость и вдобавок плюются кровью.
Виргинский опоссум. Опоссум, когда возникает угроза его жизни, падает в обморок и убедительно прикидывается мертвым: лежит мордой вниз, пасть открыта, из нее вываливается язык и течет слюна. Так в английском языке появилась идиома «playing possum» («притвориться опоссумом»).
Хищные цихлиды. Как минимум два вида этих рыб заманивают добычу, лежа на дне реки или озера неподвижно, словно трупы. Любая мелкая рыбешка, решившая поживиться «падалью», в итоге сама становится жертвой.