D I S C O V E R Y
 

Тайны, которые скрывают классические полотна

 

Иногда художники вносят в свои живописные работы последующие изменения и исправления. Это называется «pentimento» (во множественном числе – «pentimenti»). С итальянского это слово переводится как «раскаяние, сожаление».

 

Термин употребляется и в русском языке, чаще в оригинальном виде, но иногда – в кириллице, «пентименто». Пентименто – довольно обычный прием, часто применявшийся художниками в разные эпохи. Их, как правило, невозможно увидеть невооруженным глазом. Для этого требуется рентгеновский аппарат.

В большинстве случаев, пентименто представляет собой просто небольшие поправки, вроде изменения длины скатерти. Однако, иногда пентименто может полностью изменить смысл и общее содержание работы. В этом легко убедиться, посмотрев нашу подборку знаменитых картин, в каждой из которых имеется весьма существенное пентименто.

1.  Кит на полотне Хендрика ван Антониссена «Песчаное побережье в Схевенингене»

Тайны, которые скрывают классические полотна

 

 

Когда этот морской пейзаж голландского живописца семнадцатого века готовился к экспозиции в музее, реставратор, работавший над полотном, был удивлен: зачем на берегу собралась такая толпа людей, если при этом ничего не происходит. Сняв верхний слой краски, он обнаружил, что первоначально в центре находилось тело кита, выброшенного волнами, которое позже было закрашено автором. Исследователи сошлись во мнении, что это пентименто было продиктовано чисто эстетическими соображениями (сейчас сказали бы – коньюнктурными). Немногие потенциальные покупатели захотели бы повесить у себя дома картину с изображением мертвого кита.

2. Фигура, прячущаяся на холсте Пабло Пикассо «Старый гитарист»

Тайны, которые скрывают классические полотна

У великого Пикассо случались в жизни и трудные годы. В такие времена он даже не всегда был в состоянии осилить покупку материалов для работы. Тогда ему приходилось обходиться тем, что было под рукой, и иногда он загрунтовывал старые холсты и использовал их для новых работ.

 

Тайны, которые скрывают классические полотна

Так произошло с его картиной «Старый гитарист», 1903 год. При тщательном изучении работы, на ней можно увидеть едва заметный контур другой фигуры. Рентгеновские лучи помогли разглядеть, что раньше на холсте было изображение ребенка на руках у женщины на фоне сельского пейзажа.

3. Таинственное исчезновение «короля Рима»

Тайны, которые скрывают классические полотна

Одним из самых известных примеров пентименто, сделанного из политических соображений, является «Портрет Жака Марке, барона де Монбретон де Норвен» великого французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра. На этом полотне изображен начальник римской полиции после завоевания города Наполеоном.

Исследователи предположили, что по имеющимся признакам первоначально на холсте был написан бюст сына императора Наполеона, которого отец называл «королем Рима». Однако, после разгрома и ссылки Наполеона, было небезопасно подвергнуться подозрению в каких-либо связях с ним, и на холсте поверх старого изображения возник новый портрет.

4. Мертвое дитя или корзина с картофелем

Тайны, которые скрывают классические полотна

Французский живописец Жан-Франсуа Мийе написал свою работу под названием «Анжелюс» в 1859 году. На поверхностном слое изображены двое крестьян-фермеров, стоящих на своем поле, с грустью глядя на корзину с картофелем. Впрочем, когда полотно подверглось анализу с помощью рентгеновских лучей, выяснилось, что в первом варианте на месте корзины находился маленький гроб.

Интересно, что исследование было предпринято после того, когда Сальвадор Дали неоднократно высказал уверенность в том, что первоначально на полотне была изображена сцена похорон. В конце концов, администрация Лувра с большой неохотой распорядилась назначить экспертизу – и догадка Дали была подтверждена.

5. «Одевание невесты» – это совсем не то, чем кажется

Тайны, которые скрывают классические полотна

Работа Гюстава Курбе «Одевание невесты» – незаконченное полотно из серии, посвященной традициям и обрядам французской деревни. Она была написана в середине девятнадцатого века и приобретена музеем в 1929 году.

В 1960 году картина подверглась анализу с помощью рентгеновского излучения и результаты привели экспертов в шок. В первоначальной версии это было изображение ритуала похорон, а женщина в центре композиции – покойница.

Перевод: mixstuff.ru


Источник: mentalfloss.com

18-08-2014 | Просмотров: 7262
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать