Археологи ломают голову над тем, зачем хеттам понадобились две парные статуи львов в натуральную величину массой около пяти тонн каждая.
Скульптуры, созданные между 1400 и 1200 годами до н. э., возможно, охраняли источник святой воды, пишут Джеффри Саммерс из Ближневосточного технического университета и турецкий исследователь Эрол Озен в American Journal of Archaeology.
Фото American Journal of Archaeology.
Львы изображены довольно реалистично (эти животные тогда ещё встречались в Малой Азии), в движении: голова угрожающе наклонена, макушка едва возвышается над затылком.
Скульптуры имеют выраженные стилистические различия — скорее всего, они сделаны разными мастерами. Изваяние, обнаруженное в деревне Каракыз, особенно реалистично: на гранитном валуне обозначены мышцы и хвост. К тому же со временем оно окрасилось в оранжевый цвет в результате окисления минералов, содержащихся в камне.
История открытия начинается в 2001 года, когда г-н Озен (в то время — директор музея города Йозгат в Центральной Анатолии) был «поднят по тревоге» чиновником министерства культуры: мол, в Каракызе обнаружили древний карьер. Весной 2002 года стартовали полевые работы, но мародёры, увы, опередили учёных. Каракызские львы были найдены разорванными надвое: вероятно, «чёрные археологи», вооружённые динамитом, полагали, что внутри фигуры спрятаны сокровища.
Вторая статуя, обнаруженная к северо-востоку от деревни, тоже представляла двух львов и тоже подверглась «нападению». В результате местные паниковские нанесли скульптурам такой урон, что от каждой осталось по одному целому льву.
Но отвлечёмся от проблем с охраной турецких памятников и вернёмся к науке. Зачем хеттам понадобились львы? Раскопки в окрестностях не выявили следов хеттских поселений, относящихся ко временам разработки карьера. К тому же сам размер скульптур намекал на то, что их не собирались перемещать куда бы то ни было. Поэтому г-н Саммерс полагает, что они предназначались для украшения не дворца или города, а скорее какого-то природного объекта.
Действительно, поблизости расположен один из самых обильных в округе источников воды. И хеттская скульптурная традиция была связана с водой. Например, один из древних памятников под названием Эфлатун Пинар имеет бассейн, питаемый священным источником под ним, напоминают Йийит Эрбиль и Элис Мутон в недавнем номере Journal of Near Eastern Studies, поддерживая гипотезу коллег.
Судя по клинописным текстам, отмечают эксперты, вода играла важную роль в ритуалах, мистическим образом очищая человека. Да и в целом природа обладала для хеттов священным значением, будь то горы или источники.