D I S C O V E R Y
 

Eugaster spinulosa - кузнечик, брызгающий «кровью»

 

Это действительно кузнечик, а не саранчовое, как часто ошибочно думают. То есть он относится к подотряду длинноусых прямокрылых (Ensifera) и, более того, к прекрасно известному всем семейству настоящих кузнечиков (Tettigoniidae), в котором состоят и певчие, и серые кузнечики, а также многие, многие другие. Наш герой принадлежит к роду Eugaster.

 

Кузнечики рода Eugaster питаются как растительной, так и животной пищей. Фото © Тигран Оганесов

Во-вторых, представители это рода и впрямь живут в Марокко и являются его эндемиками — за небольшим исключением отдельных отщепенцев, встречающихся также в соседних Алжире и Западной Сахаре. Кузнечики эти крупные и мощные, не летают, но медленно, с достоинством ходят по земле или забираются на невысокие растения. Их облик прекрасно соответствует их местообитанию: они такие же плотные и шипастые, как и молочаи, среди которых они живут. Голотип вида Eugaster spinulosa был привезен с «Варварского берега» (в то время так называли всё побережье Магриба) в 1756 году и описан знаменитым шведским биологом и автором бинарной номенклатуры Карлом Линнеем. Затем этот кузнечик был перевезен в Австралию и в настоящее время является самым старым экземпляром в коллекции Сиднейского университета.

 

Кузнечик Eugaster spinulosa в зарослях эндемичного молочая Euphorbia officinarum. Фото © Тигран Оганесов

В-третьих, эти внушительные кузнечики очень громко поют с помощью своих коротких крыльев. Но называют их свистками по другой причине. У кузнечиков очень толстый хитин, и при высыхании они хорошо сохраняют форму на радость местному населению, которое использует их в качестве свистков, причем весьма громких. В англоязычной литературе их так и называют «whistle cricket» (хотя «cricket» — это больше сверчок, конечно).

 

Двойная защита — собственные прочные шипы и заросли колючего молочая. Фото © Тигран Оганесов

Ну и четвертым пунктом идет одна из самых занятных способностей этих насекомых, а именно брызгание собственной кровью-гемолимфой. Для этого защитного механизма есть особый термин «автогеморрагия» (autohaemorrhaging, или reflex bleeding). При этом зачастую кровь обладает определенной токсичностью и опасна для нападающего. Не такой токсичной, как кровь ксеноморфов из всем известной серии кинофильмов, но достаточной, чтобы отпугнуть хищника. Среди позвоночных животных эта способность встречается у некоторых ящериц и змей. Например, обыкновенный уж, когда притворяется мертвым, для большей убедительности выделяет кровь из рта. У насекомых автогеморрагия встречается чаще, и, пожалуй, самый известный пример — божьи коровки. Они выделяют капельки своей ядовитой гемолимфы, когда подвергаются нападению, — и зачастую это срабатывает.

Но вернемся к герою нашей статьи. Он тоже обладает этой способностью, но при этом не просто выделяет капельки, а активно брызгает во врага из специальных отверстий на ногах — именно этот момент запечатлен на верхнем фото. Дальнобойность весьма внушительная — до 80 см. При этом его гемолимфа неядовитая, но это компенсируется мощным напором и липкостью. Попадание в глаз птице вполне может причинить боль и неудобство, куда уж тут думать об обеде.

 

Прочный хитин защищает кузнечиков от врагов. Фото © Тигран Оганесов



10-07-2020 | Просмотров: 993
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать