D I S C O V E R Y
 

Как не совершить ошибок в обучении собаки

 

Черный список методов дрессировки, коррекции поведения и обращения с собаками. Как не совершить ошибок в обучении и решении проблем поведения собаки? Чем руководствоваться в выборе специалистов?

Обучение и содержание собак часто строятся на мифах и заблуждениях — о происхождении, социальной сущности, породных особенностях и прочем. Иногда это происходит от недостатка информации, иногда намеренно. Проблема в том, что многие советы, основанные на этих мифах, ведут к серьезным негативным последствиям: разрушают отношения, причиняют вред физическому и ментальному здоровью собаки и даже убивают.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Черный список

  • Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.
  • Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п.
  • Рывки за поводок
  • Ошейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания
  • Трепка за шею, хватание за морду, пристальный взгляд в глаза, альфа-бросок (или альфа-переворот) и т.п.
  • Отбирание еды, игрушек и т.д.
  • Игнорирование, изоляция (запирание в другую комнату, клетку, привязывание, содержание на цепи, в вольере, за забором без возможности прогулок и т.д.)
  • Нагрузки по принципу «хорошая собака — уставшая собака»
  • Постоянный контроль поведения собаки
  • Снижение энергичности собаки с помощью диеты
  • Медикаментозное успокоение собаки
  • Хирургическое решение проблемы лая

Причинение боли

Люди любят наказывать. У нас есть множество способов наказаний, а чтобы пользоваться ими было психологически комфортно, в наших культурах есть различные инструменты, например, «свобода воли», демонизация врага и т.д.. Люди нередко считают наказание хорошим способом обучения, а одним из наиболее эффективных видов наказания — физические, причиняющие боль.

Наказание как вид обучения животных используется в оперантном обуславливании — виде обучения, который был открыт и изучался в прошлом веке психологами-бихевиористами. Позднее сами бихевиористы признали наказания (любые стимулы, причиняющие вред и вызывающие желание их избегать — аверсивные стимулы) неэффективным методом обучения.

Эпоха бихевиоризма закончилась, взгляд на собак и методы их обучения значительно расширились. Было показано, что наказания не только не эффективны, но разрушают отношения с собакой и могут приводить к серьезным проблемам — физическим и психологическим травмам.

Однако физические наказания до сих пор используются незнающими владельцами и особенно тренерами из устаревших школ для собак.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Использование наказаний часто оправдывается мифом о попытках собаки доминировать над людьми и происходит в таких формах:

  • Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.
  • Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п.
  • Рывки за поводок

Физические наказания, причиняющие боль, могут приводить к психологическим травмам, которые оказывают глубокое влияние на поведение собаки. Велика вероятность ответной агрессии — собака просто защищает себя, видя в побоях угрозу своей жизни. Регулярные физические наказания могут снизить пороговый уровень агрессии — доверие к людям будет утрачено, они будут казаться собаке непредсказуемыми, поэтому собака будет быстрее прибегать к использованию зубов, чем раньше. Кроме того, регулярные физические наказания приводят собаку к хроническому стрессу, который «съедает» здоровье собаки: у собаки появляется неприятный запах изо рта, нарушается пищевариение, появляется перхоть, собака чаще заболевает инфекционными болезням, например, болезнями ушей и т.д..

В экстремальных случаях, когда сила наказаний нарастает (это происходит, например, потому, что наказание не может обучать, и человек решает, что он действует недостаточно усердно), собака может оказаться в состоянии так называемой выученной беспомощности. Такая собака уже не будет отвечать на побои агрессией. Она вообще перестанет быть функциональным членом общества и, вероятнее всего, очень скоро погибнет — от какой-либо вызванной хроническим стрессом болезни.

Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов:

  • Стимул (в том числе боль) может начать ассоциироваться с совершенно не тем, что планировалось — самим хозяином, каким-то предметом окружающей среды и т.д.. Предвидеть это, а тем более отточить достаточную ловкость, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, невозможно — жизнь гораздо сложнее, чем ящик Скиннера!
  • После десятилетий экспериментов бихевиористов и работы их популярных толкователей может показаться, что собаки способны только на простейшие виды ассоциативного обучения, что еда — единственная награда, боль — лучшее наказание, а единственная реакция на наказание — избегание того, что это наказание влечет. Но все это, разумеется, не так. Жизнь гораздо сложнее лабораторных условий, и животное выучивает (или имеет с рождения) разные стратегии поведения с аверсивными стимулами. Например, собаку наказывают за то, что она гоняется за кошками. В теории, чтобы избежать аверсивного стимула, собака должна перестать гоняться за кошкой. На деле может получиться с точностью до наоборот: собака будет пытаться прогнать кошку, появление которой означает наказание. Аналогично, например, с со строгими ошейниками и корректирующими шлейками — вместо того чтобы перестать тянуть за поводок, может оказаться, что собака будет пытаться убежать из ситуации, которая причиняет ей физическую боль, и будет тянуть еще больше. Кроме того, нужно помнить, что в стрессе (а боль — это стрессор) животное не может учиться и не может выбирать оптимальные стратегии поведения. Это физиология.
  • Обучение не ограничивается оперантным обуславливанием. Собака — социальное существо с явно недооцененными интеллектуальными способностями. Все, что происходит в социальном контексте (в том числе обучение), модулируется социальными эмоциями, чувствами, желаниями, ожиданиями. Наказывающий хозяин — социально некомпетентный, непредсказуемый человек, даже если наказание не вызывает сильной боли. Негативное влияние непредсказуемости показал в своих экспериментах еще Иван Павлов (эксперимент с изменением формы светового сигнала). Современные исследования (в том числе нейробиологов) показывают, что непредсказуемость может быть причиной сильного социального стресса.
  • Любое поведение (даже то, которое нам не нравится) имеет какую-то причину. Причины всех видов нежелательного поведения можно свести до биологической или психологической основы. Если это сделать, окажется, что наказывая нежелательное поведение, человек наказывает собаку за выражение естественной потребности (как, например, потребность в питательных веществах у собаки, подбирающей мусор на улице; или потребность в стимулах для мозга у собаки, лающей за забором от скуки и т.д.) Наказание не может решить проблемы потребности, оно направлено на борьбу с внешним выражением этой потребности. Именно поэтому положительный эффект наказания (если он вообще есть) быстро проходит, и проблема возобновляется. Неудовлетворенные потребности ведут к потере внутреннего равновесия организма, стрессу, со всеми вытекающими отсюда последствиями — новым проблемам поведения, болезням.
  • Гораздо проще разобраться в причинах поведения и удовлетворить потребности собаки. Даже в случае конфликта интересов можно найти компромисс, который устраивал бы всех (например, дать скучающей собаке возможность копать в саду ямы не на грядках, а там, где это не помешает людям). Нужно только помнить, что у разных биологических видов одни и те же потребности могут проявляться по-разному: например, там, где мы боремся со скукой, читая книгу, собаке нужны поисковые и развивающие игры.
 

 

Все эти инструменты в теории должны решить проблему своевременности наказания. На практике этот «плюс» затмевается вышеописанным множеством негативных явлений: случайными ассоциациями, психологическими травмами, разрушением отношений с хозяином, а в долгосрочной перспективе — хроническим стрессом и связанными со стрессом болезнями.

 

Рывки за поводок не могут научить собаку идти рядом, не могут научить собаку подходить к хозяину. Для того чтобы научить собаку не тянуть за поводок достаточно удовлетворить потребности, которые стоят за этим поведением, и провести несложную тренировку, предложенную норвежским тренером Тюрид Ругос. Собака научится подходить на зов очень быстро, если у нее хорошие отношения с хозяином. Процесс можно значительно облегчить, если выучить несколько трюков — как правильно пользоваться тоном голоса и языком телодвижений.

Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии.

Запугивание и другие аверсивные стимулы

Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает.

Ошейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания

Трепка за шею, хватание за морду, пристальный взгляд в глаза, альфа-бросок (или альфа-переворот) и т.п.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Эти средства — следующий этап эволюции наказаний. Они пытаются решить проблему своевременности наказаний, последствий наказаний болью для физического здоровья, а также в виде негативных ассоциаций с хозяином. Однако все обсуждавшиеся выше проблемы мягких наказаний остаются без решения. Пугающие, неприятные события не могут обучать, поскольку являются стрессовыми, и не предоставляют собаке альтернативного поведения, которое устраивало бы и ее, и хозяина.

Нужно помнить, что безболезненные наказания могут быть не столь безобидными, каковыми их представляют сторонники. Это наглядно показал эксперимент одного из основоположников бихевиоризма Джона Уотсона. В эксперименте в комнату с маленьким мальчиком Альбертом поместили белую лабораторную крысу. В момент, когда мальчик потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком в подвешенный лист железа. Мальчик заплакал. После нескольких повторений мальчик начинал плакать и показывать другие симптомы страха не только при виде белой крысы, но и в присутсвии небелого кролика, собаки, шубы и даже Уотсона в маске Санта Клауса с ватной бородой. Такое обобщение (или генерализация) случается и у собак. Оно может приводить к сужению репертуара поведения, подавлению инициатив собаки, снижению самостоятельности и способности принимать решения. Собака становится беспомощной, пугливой, и поэтому быстрее прибегает к агрессии.

 

Эти методики «воспитания» базируются на представлении о том, что волчьи стаи организованы в жесткие иерархии, где происходит борьба за власть и ресурсы. Согласно этим предствлениям, аналогичным образом воспринимают свою семью близкие родственники волков — домашние собаки. Все проблемы поведения сторонники так называемой «теории доминирования собак» списывают на стремление собаки к доминированию, попыткам занять высшую ступень иерархической лестницы. Для решения и даже предупреждения проблем поведения владельцам рекомендовались действия, запугивающие собаку и/или претендующие на копирование поведения волков (трепка за шею, хватание за морду, альфа-переворот).

И хотя представления об отношениях в волчьей стае были коренным образом пересмотрены, а теория доминирования собак была признана совершенно не состоятельной советы по «понижению ранга» собак раздают до сих пор. Эти советы в лучшем случае глупые, бессмысленные и бездейственные, в худшем — опасные. Так, например, трепка за шею, выдаваемая за имитацию поведения волчицы в отношении непослушных щенков, на самом деле используется при убийстве жертвы. Такое поведение может вселить в собаку страх смерти и вызвать естественную для такого случая реакцию — агрессию.

Использование наказаний — это глупая и ничем не оправданная мера. Но попытка имитировать наказания других животных — вдвое большая глупость. Во-первых, потому что мы очень мало знаем о поведении животных (как ни удивительно, волки и собаки в их числе). Во-вторых, даже обладая полными знаниями о коммуникации животных, мы не могли бы ими полноценно пользоваться в силу разницы наших тел. В-третьих, мы почти ничего не знаем о «наказаниях» у животных кроме человека и, вероятно, ничего и не узнаем, если будем смотреть на это скозь призму человеческих культур (с понятиями вины, мести, свободы воли и т.д.). Попытка наказывать «по-волчьи» или «по-собачьи» — это перевоплощение хозяина в убийцу, который кричит на варварском языке.

 

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Изоляция, депривация

Методы обучения, использующие игнорирование, изоляцию, голод, лишение ментальной стимуляции и другие виды депривации, тоже имеют несколько точек опоры: открытия в области оперантного (инструментального) обуславливания (кондиционирования), теорию доминирования и, как обычно, проекции из опыта наказаний людей.

В бихевиористкой психологии обучения наказание снижает вероятность повторения поведения, которое наказывается. Наказание бывает двух видов — положительным (когда «прибавляют» аверсивные стимулы) и отрицательным (когда «отнимают» награждающие стимулы). Положительные наказания и их последствия мы уже разобрали — это побои, электрошоковые ошейники и тому подобное. В отрицательном наказании нежелательное поведение наказывается лишением чего-то приятного (награждающего стимула). Например, чтобы отучить собаку рычать на хозяина, когда та грызет кость, предлагалось использовать отрицательное наказание — отнимать кость. Конечно, это не научит собаку не рычать во время лакомства косточкой, а кроме того, может быть опасно. Проще научить собаку обменивать что-то вкусное на что-то более вкусное, научить доверять хозяину (для этого достаточно просто быть хорошим хозяином!), чтобы забрать что-то опасное в экстренном случае, и, конечно, помнить о естественном праве собаки на личное пространство и личный кусок.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Бихевиористская картина слишком узка и не учитывает внутренние состояния животного (эмоции, чувства, представления, желания), а также врожденные виды поведения животных. Сегодня на поведение животных смотрят с другого ракурса, и картина получается гораздо более завершенной и красочной. Если собака перевозбудилась во время игры с мячом и начинает прикусывать руки, можно забрать мяч, отвернуться и уйти. В бихевиористкой трактове это пример успешного отрицательного наказания. В современной — межвидовая коммуникация, плюс учет стресса. Но если отрицательное наказание работает далеко не всегда (потому что не обращается к причинам поведения, а работает только с внешними проявлениями этих причин), то современный взгляд на собаку дает гораздо более практичные решения.

Второй момент из оперантного обуславливания, который привел к появлению глупых и жестоких методов «воспитания собак» через лишения, это явление удовлетворения/депривации. Если животное удовлетворило свои аппетиты до какого-то стимула (например, лакомства), то его эффективность положительного подкреплении (когда поведение закрепляют «прибавлением» приятного стимула) поведения падает. Поэтому, говорили бихевиористы, чтобы повысить эффективность подкрепления лакомством, нужно, чтобы животное испытывало голод.

Как обычно, этот взгляд совершенно не учитывает стресс и тот факт, что животное в стрессе не может учиться. Его главной мотивацией будет насыщение, а не поиск решения той задачи, которую ставит перед ним человек. В лучшем случае это сделает обучение очень долгим, в худшем — даст большое количество сбоев (которые могут стоить жизни, например, служебным поисковым собакам) или вообще сорвет занятия. Проблему пресыщения легко разрешить разнообразием, когда награды чередуются (например, используется несколько разных видов лакомств), используются «джекпоты» (суперприз за хорошую работу) и т.п..

Другие формы «воспитания» через лишения часто связаны с ошибочной теорией доминирования и попытками «понизить собаку по рангу»

 

Отбирание еды, игрушек и т.д.

Игнорирование, изоляция (запирание в другую комнату, клетку, привязывание, содержание на цепи, в вольере, за забором без возможности прогулок и т.д.)

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Учит собаку только одному — не доверять своему хозяину. Потому что он ведет себя непредсказуемо, непонятно и уж точно не так, как ожидается от родителя, от которого зависит жизнь собаки. Отсылки к поведению волков, будто бы отбирающих ресурсы у низкостатусных собратьев, были опровержены наблюдениями за дикими волками: даже волки самой нижней ступени иерархии (а это волчата) имеют право на личный кусок и защищают его от «альфа-волков» (мамы и папы). Систематическое отбирание личные вещей и еды приводит собаку в состояние хронического стресса, потому что является нарушением естественного права собаки.

 

Игнорировать ошибки в обучении и поощрять, когда собака делает то, что от нее ждут — это правильная тактика обучения. Например, если щенок написал дома, нельзя его наказывать. Нужно просто проигнорировать его ошибку и так организовать его личное пространство и прогулки, чтобы он писал там, где можно. В противном случае щенок не будет понимать, почему его жизни и здоровью угрожают физической расправой, когда он просто-напросто справляет базовую физиологическую потребность. Или, например, чтобы остановить собаку, которая от радости напрыгивает на человека, можно проигнорировать ее внимание — отвернуть голову или повернуться спиной (это будет так называемым сигналом примирения).

Проблемы возникают, когда игнорирование становится продолжительным и/или регулярным и/или используется из ошибочных предположений (как, например, у верующих в стремление собак доминировать). Потребность в регулярном игнорировании говорит о завышенных требованиях к собаке. Скорее всего, такие правила совместной жизни сделают собаку пассивной и совершенно не заинтересованной в общении с хозяином.

Продолжительная изоляция из любых соображений — будь то бред о доминировании, представления о работе служебных или охотничьих собак или просто соображения «удобства» для человека — является недопустимой, потому что лишает собаку важнейшего ресурса — общения с другими. Собаки — высокосоциальные существа, эволюция которых запрограммировала в них способность (и потребность) жить в больших и изменяющихся группах неродственных животных и даже животных других биологических видов (человека и его домашних животных). Продолжительная изоляция — сильнейший социальный стрессор, который по действию можно сравнить с одночной камерой — одним из самых страшных наказаний для человека.

Чрезмерные требования и нагрузки

Огромное количество собак проводят всю свою жизнь во сне и скуке. В этом нет ничего хорошего, потому что собаке нужны физические нагрузки и ментальные нагрузки — впечатления, стимуляция органов чувств, игры и т.д. Точно так же отсутствие границ дозволенного в повседневной жизни может дать собаку, которая не умеет идти на компромиссы. Проблемы возникают, когда в борьбе со скукой, недостатком активности или некооперативностью собаке дают чрезмерные нагрузки и/или предъявляют чрезмерные требования.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

 

Нагрузки по принципу «хорошая собака — уставшая собака»

Постоянный контроль поведения собаки

Утвержение, будто для хорошей жизни собака должна каждый день выматываться от усталости — это большое заблуждение. Регулярные тренировки, спорт и длительные прогулки каждый день могут причинить не меньший вред, чем их полное отсутствие. Чрезмерные нагрузки и занятия спортом переводят организм в экстренный режим работы, который в дикой природе животные используют только для выживания (чтобы спасаться от опасностей или добывать пищу) — стресс. Стресс — это не модное слово из современного языка офисных работников. Это вполне конкретная физиологическая реакция организма, вышедшего из состояния равновесия (гомеостаза). Она ведет ко вполне конкретным последствиям, которые, в случае хронического стресса, могут быть плачевными. Не стоит удивляться чрезмерной раздражительности и даже агрессии собаки с избытком физической активности — это одно из проявлений стресса. Если это состояние будет поддерживаться достаточно долго, возможны серьезные последствия для здоровья собаки (вопреки тому, о чем говорят ярые сторонники спорта).

 

Чрезмерный контроль за повдением собаки делает ее пассивной, немотивированной, пугливой и совершенно неспособной к обучению — в том числе тем видам поведения, которые, по мнению контролирующего хозяина, будучи выученными собакой, избавили бы его от необходимости контролировать (порочный круг). Чрезмерный контроль авторитарного хозяина в крайнем случае приводит к выученной беспомощности, когда собака уже не может быть полноценным, функционирующим членом семьи. Она больше похожа не недееспособный овощь из пароварки.

В отличие от кинологии прошлого, сегодня в распоряжении Новой кинологии есть уникальные инструменты, которые дают нам обратную связь, показывают границу допустимого в тренировке, физической активности и в требованиях повседневной жизни. Этими инструментами являются сигналы примирения и малозаметные симптомы стресса. Сигналы примирения показывают внутреннее напряжение собаки. Научившись наблюдать сигналы примирения, можно научиться понимать, что пугает собаку, что ей неприятно, что ей не нравится. Аналогично мелкие признаки стресса показывают, что произошедшее для собаки неприятным (вероятно, когда это происходило, собака показывала сигналы примирения, но на них не отреагировали должным образом). С этими знаниями мы можем точно знать, где границы допустимого в занятиях спортом, тренировке или предъявлении требований.

Манипулирование поведением с помощью хирургических вмешательств, медикаментов, диеты

Эти виды воздействий на поведение плохи тем, что пытаются устранить внешние проявления проблемы, оставляя «нетронутыми» причины поведения. Иногда это делается по-настоящему варварскими методами.

 

Снижение энергичности собаки с помощью диеты

Медикаментозное успокоение собаки

Хирургическое решение проблемы лая

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Питание действительно оказывает большое влияние на поведение собаки. Иногда это используют в терапевтических целях. Например, при восстановлении после стресса в диету добавляют продукты с высоким содержанием триптофана (яичный белок, спирулину, мясо индейки, белый рис, овсянку, бананы). Триптофан (одна из незаменимых аминокислот) нужен для производства серотонира — нейротрансмиттера, участвующего в регулировании настроения, аппетита и сна.

Но иногда диету используют, чтобы снизить естественную энергичность собаки, которая просто мешает владельцу — возможно, ему лень выгуливать собаку и/или заниматься с ней дома. Это недопустимый метод решения проблем, который основан на лишении собаки естественных, базовых физиологических потребностей. Он может вести к массе проблем в том числе, казалось бы, несвязанных с питанием — подбиранию объедков и другого мусора на прогулке, раздражительности, неспособности концентрироваться и обучаться, а в долгосрочной перспективе — к более серьезным проблемам со здоровьем.

 

Проблема, аналогичная манипулированию с помощью диеты. Медикаментозное решение может быть оправдано, когда не работают другие методы. Например, таблетка валерианы — это отличное средство во время травмирующих событий, во время новогодних фейрверков, а успкоительные средства на основе феромонов могут помочь в случае страха расставания. Однако они не могут быть единственным долгосрочным решением проблем поведения. Феромоны не решат проблему страха расставания у маленького щенка, который сидит дома в одиночестве по двенадцать часов — ему обязательно нужны люди. Так же как валериана не разрешит все проблемы пугливой собаки — ей нужна ресоциализация и понимающие хозяева.

 

Варварская, ничем не оправданная практика, направленная на устранение внешних проявлений проблемы. Лай — один из способов коммуникации собак. Он может нести в себе разные виды сообщений. Очень часто продолжительный лай собаки является признаком стресса из-за недостатка стимулов для мозга, физической активности. Проблема лая — это проблема содержания, которая легко решается пересмотром режима дня собаки.

Ветеринар, соглашающийся на хирургическое решение проблемы лая, а тем более инициирующий такое решение, грубо нарушает этический код современного ветеринарного врача.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Что еще?

Этот черный список методов дрессировки и обращения с собаками нельзя назвать полным. Где-нибудь обязательно найдется перверсия, до которой не догадались другие. Тем не менее, здесь приведены основные направления в дрессировке и обращении с собаками, которые необходимо избегать, а также инструменты — например, сигналы примирения и признаки стресса, — которые показывают, подходит ли та или иная тренировка или правило вашей собаке.

Как не совершить ошибок в обучении собаки

Что делать?

Что делать, если вы увидели в этом черном списке самого себя, тренера или ветеринара вашей собаки? Остановитесь! Чем раньше вы прекратите наказания, запугивания и т.д., тем больше шансов на восстановление собаки и решение проблемы современными, ненасильственными, гуманными способами. Мы регулярно получаем письма наших читателей, которые не пожалели денег и ушли от тренеров-мучителей или отказались от насилия в самостоятельном воспитании собаки.

Когда вы остановитесь, наступит время узнать больше о стрессе у собак, сигналах примирения и других темах, которые мы освещаем в своих статьях и книгах. Если вы чувствуете, что не можете решить проблему самостоятельно, можно обратиться к хорошему специалисту — зоопсихологу или тренеру.


Источник: dogfriend.org

12-08-2015 | Просмотров: 5521
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать