|
ЛЕДОКОЛ РОССИЯ БРОШЕН В БОЙ ЗА АРКТИКУ
В начавшейся борьбе за природные ресурсы приполярного шельфа нашей стране ничего не светит. Несколько дней назад в Арктику вышел атомный ледокол «Россия». В мурманском порту экипаж и полярников, находящихся на его борту, провожал вице-премьер правительства страны Сергей Иванов. Официально главной целью нынешнего рейса судна в арктические широты является высадка на льдину дрейфующей станции «Северный полюс-38». Но есть основания полагать, что на самом деле основными заказчиками исследований, которые ведутся с борта «России», являются наши военные. Скорее всего, они связаны с ГЛОНАСС.
На заполярном острове Визе
На острове Визе в северной части Карского моря уже проведено тестирование этой системы глобальной спутниковой навигации. До последнего времени она вызывала нарекания. Очевидно, не просто так обеспокоенность неточной работой приемников ГЛОНАСС в тех краях на днях выразил главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий. И явно не случайно в прошлом месяце первая контрольно-корректирующая станция системы ГЛОНАСС с борта научно-экспедиционного судно Севгидромета «Михаил Сомов» была высажена еще и на остров Андрея в море Лаптевых. По словам директора Архангельской гидрографической базы Бориса Левицкого, станция позволит повысить точность определения координат в том районе в сто раз – с 200 до двух метров. Если кому и необходима такая скрупулезность – то в первую очередь экипажам российских воздушных и подводных ракетоносцев, несколько лет назад приступившим к патрулированию арктических районов практически на постоянной основе. При этом учтем, что не так давно было принято решение до 2020 года создать за Полярным кругом группировку войск общего назначения Вооруженных сил России. Об этом говорится в «Основах государственной политики РФ в Арктике», принятых Советом Безопасности. Поэтому очень похоже, что нынешний поход атомного ледокола «Россия» — составная часть подготовки к возвращению наших военных далеко за Полярный круг.
Однако как бы не опоздать в самой настоящей гонке вооружений, которая все активнее разворачивается на Крайнем Севере. Советник канадского правительства Роберт Хуберт охарактеризовал происходящее достаточно красноречиво: «2010 год в Арктике – это как 1935 год в Европе». Хуберт знает, о чем говорит. Канада разместила в арктическом поселке Йеллоунайф специальное подразделение численностью в 100 солдат и офицеров и приступила к строительству по соседству базы для подводных лодок. Дания спешно модернизирует и расширяет свою военную базу в Гренландии и формирует силы быстрого реагирования для защиты своих интересов в высоких широтах. Американских атомных подводных крейсеров под полярными льдами куда больше, чем наших.
Поселок Йеллоунайф Что столь ожесточеннее собираются делить? По мнению экспертов, на кону куш громадной привлекательности. Специалисты из США считают, что под арктическими льдами сосредоточено до трети мировых запасов газа, 29 миллиардов баррелей нефти и порядка 5 миллиардов газоконденсата. К тому же, ускорившееся таяние льдов неизбежно облегчит навигацию по Северному морскому пути, который на 40 процентов сократит время доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Естественно, хорошо бы определить, кому в будущем распоряжаться этими гигантскими ресурсами. Россия первой решила на межгосударственном уровне оформить свои права на морское дно в северных широтах, объявив о претензиях на 18 процентов территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году в ООН Москвой была подана заявка на подводный хребет Ломоносова. Из Вашингтона потребовали убедительных геологических доказательств с морского дна. Тогда в 2007 году нашими учеными были проведены дополнительные исследования шельфа с помощью глубоководных батискафов. И на всякий случай с них же водружен в глубинах титановых российских триколор. Это немедленно вызвало резкую негативную реакцию Запада. Под успокаивающие речи дипломатов на спорных территориях по обе стороны океана начались и военные приготовления.
Главком ВМФ РФ адмирал Высоцкий
Причем, в толкотню у арктического шельфа включаются даже те, кто, казалось бы, в силу своего геополитического расположения вообще не должен претендовать на место у стола. Это на днях признал главком ВМФ РФ адмирал Высоцкий:
- В частности, Китай уже заключил договоры с Норвегией по освоению арктической зоны. Хотя в Арктике пока нет явных противников и явных союзников. Но я полагаю, что наиболее проблематичными отношения могут быть с теми государствами, которые не являются участниками Арктического союза. Очевидно, главкома следует понимать так: весьма активный на Крайнем Севере и быстрорастущий Китай может стать первым в этом ряду. На этом фоне понятно, почему зашевелились и в Министерстве обороны России. Скорее всего, придется возвращаться туда, где наши военные стояли издавна и откуда столь легкомысленно убрались пару десятилетий назад. В конце концов, еще в 80-х годах прошлого века самый северный в мире аэродром для боевой авиации был нашим – Грем-Бел на архипелеге Земля Франца-Иосифа. Обеспечение подледного плавания атомных подводных ракетоносцев на десятилетия было основной задачей Северного флота. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО делали неприступным для противника воздушное пространство советской Арктики. Правда, ни от этих боевых возможностей практически ничего не осталось.
Сумеем ли их восстановить? Своим мнением на этот счет со «СП» поделился заместитель директора Российского института политического и военного анализа Александр Храмчишин: -Думаю, ничего у нас не получится. На масштабное военное возвращение в Арктику нужны огромные ресурсы, которых у России нет. И в ближайшие годы не предвидится.
Континентальный шельф (Continental shelf) заканчивается резким перегибом морского дна (Continental slope).
«СП»: -То есть в гонке за ресурсы северных морей мы заведомо проигравшие? -Конечно. И было большой ошибкой с нашей стороны эту гонку инициировать вообще. С нас же все и началось. С того самого титанового флажка, которых с батискафов под прицелом телекамер демонстративно установили на морском дне у полюса. Прежде следовало подумать, какими средствами сможем утвердить собственные претензии на шельф едва ли не до Гренландии.
Исследование арктического шельфа с помощью российских глубоководных батискафов «СП»: — Но, возможно, в Кремле просто не ожидали столь резкой реакции западных стран. И тем более, не предполагали, что там зашевелятся даже военные. И теперь просто вынуждены принимать ответные превентивные меры. -Ну, какие мы можем принять ответные меры? Заново отстроить заброшенные в 90-е годы заполярные гарнизоны? У Минобороны РФ нет возможностей проделать хоть что-нибудь подобное и в куда более благоприятных с точки зрения климатических условий краях. Так ведь мало отстроить. Содержать надо. Это тоже огромные деньги. На арктическом побережье никакой транспортной инфраструктуры нет, за исключением участка границы на Кольском полуострове. Доставка туда каждого сухаря и литра бензина обойдется очень дорого. Каким образом эта воинская группировка будет функционировать? Кстати, чтобы добраться до природных ресурсов на дне Северного Ледовитого океана, тоже необходимы деньги и технологии, которых у России нет.
Карта исключительных экономических зон приарктических государств и зоны их претензий
Российский флажок на морском дне у полюса
«СП»: -Но может быть удастся отстоять свои интересы дипломатическими мерами? - Вот с них-то и следовало начинать. А не втыкать без спроса металлические флажки в подводный грунт. 24-09-2010 | Просмотров: 11574
Комментарии
Комментировать
Александр 23-07-2016 23:07
Адмирал явно либерал
Комментировать
|
Ещё по теме
|