Филигранную технику резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, кораллам или раковинам моллюсков называют «глиптикой» (от греческого слова «glypho» - «вырезаю»). Это мастерство было известно ещё в античные времена, когда спросом пользовались, в основном, огранённые самоцветы и минералы: агат, оникс, сардоникс, яшма, изумруд, гранат, сапфир...
Только начиная с 14 века резчики Фландрии, Франции и Германии стали использовать перламутр – но он довольно быстро завоевал самые прочные позиции в глиптике. Этот декоративный природный материал, таящийся под внешней зеленовато-бурой оболочкой створки раковины, по прочности не уступает поделочным камням, но при этом не имеет себе равных а по красоте - изысканному сочетанию разнообразных жемчужных, бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых и даже чёрных оттенков.
До наших дней сохранилось немало античных «гемм» – так называют ювелирные камни, украшенные резными изображениями. Выпуклые барельефные рисунки носят названия «камеи», а врезные называются «интальо». В основном такие поделки использовались как фамильные печати, которыми скрепляли письма и официальные документы, или амулеты в виде священного жука-скарабея. В более поздний период появились и украшения - перстни, ожерелья, подвески, модные броши, а так же снискавшие особую популярность камейные портреты.
В России самым неутомимым коллекционером «камейного художества» была Екатерина Великая. Через своих доверенных в Европе императрица выкупила многие известные коллекции античных артефактов, для хранения которых она выделили особый кабинет в Зимнем Дворце. А чтобы создать резным камням действительно достойную «оправу», известному немецкому мебельщику Давиду Рентгену были заказаны роскошные шкафы, золочёные бронзой. Впоследствии это уникальное собрание было передано в Эрмитаж.
Если вам на мгновение показалось, будто искусство глиптики – это всего лишь великолепное наследие прошлого, спешим доказать обратное! В наше время центром камнерезного искусства в Европе считается немецкий город Идар-Оберштайн, где изготавливают агатовые камеи. А с морскими раковинами сегодня увлечённо работают целые династии мастеров в итальянском городе Торре-дель-Греко. И хотя современные технологии 3D-печати способны «изваять» сколь угодно детальные изображения из пластика, ничто и никогда не сравнится с натуральными изделиями, созданными вручную.
В прошлом на создание одной геммы могло уйти несколько лет. Теперь же существуют специальные инструменты для резьбы, включающие ультразвуковые технологии. Тем не менее, глиптика требует времени, мастерства и терпения. Кстати, если у читателя есть навыки резьбы по кости или по дереву, то освоить технику резьбы по ракушкам будет не сложно – главное, подобрать правильный исходный материал.
Лучше всего использовать раковины моллюсков, живущих на большой глубине, добыть которые под силу разве что дайверам. Однако для того, чтобы попрактиковаться в искусстве глиптики, подойдут и те ракушки, которые вам посчастливится найти на берегу моря, реки или озера. Только учтите: если раковины долго находились вне воды, они становятся ломкими, выцветают и не годятся для работы. Затем вооружайтесь специальными инструментами (список можно без труда обнаружить в сети) – и дерзайте!