Николай Глеба в селе Кушница Закарпатской области – местная знаменитость: умельца знает вся округа. Он вырезает поразительные деревянные фигуры.
Скульптура привлекла мастера еще в детстве, и после девятого класса он поступил в ужгородский Колледж искусств учиться на резчика. За свою жизнь перепробовал много материалов, но в конце концов вернулся к дереву.
«Я резал и камень, но мне по душе дерево: из него можно сделать все задуманное, не тратя много времени. А над мрамором или гранитом нужно сидеть месяцами, – рассказывает „Взгляду“ Николай Глеба. – Пробовал разные породы дерева, но понравились сосна и орех своими окраской и текстурой. Материал мне привозят из ближайших сел, а бывает что сам нахожу, к примеру соседи во дворе спилят дерево, а я у них выкуплю».
Только бензопилой
Идеи для скульптур мастер ищет повсюду: одни образы придумывает сам, другие встречаются во время поездок, третьи – подсказывают друзья. Все идеи конспектируются, зарисовываются и подшиваются, превращаясь в увесистые альбомы. Часто героев подсказывает материал, с которым предстоит работать: очертания просматриваются – надо их заметить и придать нужные формы.
Из инструментов лишь бензопила: ею быстро и удобно вырезать скульптуры. Лишь для самых мелких деталей – глаз, ушей, зубов – используются резцы. Цена на изваяния – $100-1000 , хотя может быть больше, в зависимости от высоты, сложности работы и породы дерева.
После того как готов эскиз, Николай подбирает деревянную заготовку и выбирает наиболее подходящий для нее сюжет. Затем бензопилой вырезает силуэт и крупные детали. И только после этого работает над мелочами: очертаниями мыщц, шерстью или волосами. В конце обрабатывает антисептиком от гнили и насекомых и покрывает лаком.
Произведения Николая Глебы отличаются особой реалистичностью
«Важно изобразить анатомию героев, сокращения их мышц, напряженность мускулов, выражения лиц и морд. Это показывает жизнь образа: лиса крадется к птичьему гнезду или хищная птица нападает на зайца. Правда, анатомию я не изучал, просто наблюдаю за поведением животных и людей», – поясняет художник.
«Самая тяжелая – моя первая работа „Страсти Христовы“, полностью вырезанная вручную из бука. Я увидел в лесу большое дерево, на высоте двух метров ветка с просматривающимся силуэтом Иисуса Христа. Долго я ходил, делал зарисовки, а потом аккуратно спилил бук, притащил домой и сел за работу. Нормальных инструментов не было, для резцов нагревал на газовой плите металлические заготовки и расклепывал их, – вспоминает Николай. – Ну, а самая большая и кропотливая – это 8 лет с перерывами, которые я провел в туристической деревеньке Русиново в Костромской области России. Там появились древнерусские богатырь Иван и его подруга Марья, избушка на курьих ножках, Баба-яга, детские площадки, сделанные мной».
В Украине талант Николая мало востребован, зато интересуется заграница: немцы и голландцы заказывают детские площадки. Во всем виноват интернет. Николай выложил фотографии скульптур на страничке в соцсети. Всего за две недели общее число лайков фотографий набрало около трехсот тысяч кликов, не говоря уже о просмотрах, количество которых давно уже перевалило за полмиллиона.