D I S C O V E R Y
 

Скульптуры из часовых механизмов Андреа Давиде

 

Сколько бы ни было измерений у нашего мира, четыре или десять, время стоит среди них особняком. Мы можем измерять его с точностью до фемтосекунд, мы ощущаем годы и десятки прожитых лет, но мы не можем ни контролировать, ни остановить это движение. Мы лишь наблюдаем его поток, переживаем мгновение за мгновением — как неработающие «хронометры» кинетических скульптур Андреа Давиде.



Андреа Давиде, Нью-Йорк
Образование: Сиракузский университет, Университет Аркадии

Точность и достоверность, ясная красота мастерского исполнения: научная и медицинская иллюстрация — занятие уважаемое и солидное, востребованное у авторов, академических журналов и издательств. Именно в этой области многие годы развивалась успешная карьера нью-йоркской художницы Андреа Давиде. Получив дополнительное биологическое образование, она иллюстрировала новые хирургические методы и механизмы действия лекарств, получала заказы от фармацевтических компаний, медицинских клиник и лабораторий.

Это занятие отлично подходило к ее характеру, любви к четкости и ясности. Однако, выйдя замуж и заведя детей, Андреа оставила карьеру и решила сосредоточиться на искусстве, измениться и попробовать себя в чем-то совершенно другом. Например, в скульптуре. Художница рассчитывала, что резкая смена техники позволит ей выйти за привычные ограничения профессиональной точности научного иллюстратора, почувствовать себя свободнее, создавать более абстрактные и крупные формы, сделать нечто по‑настоящему новое. «Оборачиваясь назад, могу лишь сказать, что люди не меняются, — призналась Андреа в интервью «ПМ». — Объекты, которые я начала создавать в металле и стекле, оказались еще более точными, еще тщательнее выверенными, чем мои самые реалистичные рисунки. Сама не заметив, я пришла к механической инженерии».

Timeline of Destiny
Работа стала одним из итогов погружения Андреа в судьбу американского аса Томаса Макгуайра. Скульптура создана с использованием отдельных деталей, найденных на месте его гибели, таких как патрон 50 калибра, который был извлечен из уже заржавевшего пулемета.


Начало времени
К этому моменту все сложилось точно, как детали швейцарского хронометра. Неожиданный интерес к механизмам, передачам и приводам, собственные быстро растущие дети, мысли о возрасте…
«Как будто подходишь все ближе к точке завершения жизни, той, которая связывает тебя с бесчисленными предыдущими поколениями, — объясняет Андреа. — К ней постоянно приближаюсь и я, и мои дети, и все мы, но что это вообще за процесс? Что есть это время? Как его определить? Постоянно ли оно? Мы не можем притронуться ко времени, но оно само постоянно притрагивается к нам. Может, оно проходит сквозь нас? Но как?»

«Не одно, а множество совпадений определяют ход нашей жизни» — похоже, даже в речи Андреа трудно не использовать метафоры времени. В самом деле, неожиданную помощь художнице оказал один из прошлых заказчиков, профессор биоинженерии, который обучил ее основам механики и создания кинетических скульптур. Вместе они разработали технологию соединения стеклянных и металлических деталей.

Скульптуры из часовых механизмов Андреа Давиде

Необычные философские скульптуры Андреа Давиде стали пользоваться спросом, а самым известным оказался проект «Обещание» (Promise), выставлявшийся Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне. Вращение зубчатых колес, как неостановимый поток времени, то сближает, то разводит стеклянные диски. Их поверхность разбита, но ход продолжается бесконечным циклом.

Механизм включает скрытые датчики движения, так что скульптура «просыпается», лишь когда в помещении появляются люди. Для снижения нагрузки на хрупкие стеклянные элементы введена и дополнительная задержка в полминуты между циклами. Сперва зрителей привлекает движение, мигающие огни, яркие цвета. Им трудно понять, отчего она заработала или почему замерла. «За этим довольно забавно наблюдать, — рассказывает Андреа. — Вот они уже простояли полминуты, и вдруг все опять включается. Человек читает экспликацию, где сказано про датчики движения, и начинает буквально плясать перед скульптурой, стараясь запустить ее снова».

Promise
На первый взгляд, кинетическая скульптура кажется совершенно неподвижной и мертвой. Но она лишь замерла в ожидании, готовая отозваться на любое движение вокруг и в любой момент начать свое повторяющееся упорное вращение.

По словам художницы, «Обещание» оказалось крайне трудным в исполнении и потребовало целого года работы с привлечением опытных механиков и электриков. «В мире инженерии форма вырастает из функции, — отозвался о скульптуре один из критиков. — Давиде идет на шаг дальше, функциональность в ее работах обретает элегантность и красоту». Однако предметом художественного интереса Андреа выступает все-таки не функциональность и красота механизмов, а время само по себе. Но, чтобы пояснить это, нам придется отправиться далеко назад.

Coupled
Инсталляция «исследует устойчивость длительных отношений» между людьми и создана из твердого гранита.

Гость из прошлого
Майор Томас Макгуайр, участвовавший в операциях на Тихом океане в годы Второй мировой войны, стал одним из лучших летчиков за всю историю американских военно-воздушных сил. Пилот сбил 38 японских самолетов и был удостоен массы наград, его имя носит база ВВС в Нью-Джерси. Сам же Макгуайр погиб в январе 1945-го в воздушном бою над одним из филиппинских островов. Андреа Давиде заинтересовалась его историей в 2007-м, получив художественный грант ВВС США и пообщавшись с армейскими историками. Их совместное расследование позволило более чем 70 лет спустя установить многие детали последнего боя легендарного аса и выяснить, как он погиб. Давиде и историк Гэри Бойд показали, что Макгуайр принес себя в жертву, закрыв своим Р-38 соседний самолет.

Скульптуры из часовых механизмов Андреа Давиде

Розыски, поддерживаемые военными и властями Филиппин, оказались успешными: были обнаружены давно заросшее джунглями место крушения и обломки Р-38, где организовали мемориал. Опросили местных стариков, помнящих то время, нашли уникальные документы. Последний бой летчика Андреа изобразила на серии иллюстраций с точнейшей и достоверной детализацией — не как размеренный механизм, а как моментальный реалистичный снимок давно прошедшего мгновения. «Миллисекунда прошлого» — это еще один способ уловить протекающее через нас время. «Мы не можем его сохранить, отложить, как-то контролировать или изменить, — комментирует художница эту работу, снова повторяя тот же лейтмотив, — но мы можем извлекать тайны прошлого и перемещать их в настоящее и будущее».

Designatronics
Все колеса скульптуры остаются в непрерывном движении, а для большего впечатления подсвечиваются мигающими огнями. Работа создана при поддержке компании Stock Drive Products & Sterling Instrument, производителя высокоточных механических компонентов.

Так даже неподвижная акварельная картина у Андреа становится символом времени, не инструментом измерения, а способом отобразить его вечный бег — мимо и сквозь нас.
«Наши жизни принадлежат нам лишь на миг, — говорит художница, — а потом этот миг уходит, теряется навсегда. Мои работы говорят об этой вечной истине».
Каждая пружина и привод, каждое колесо и деталь картины — как каждое мгновение по отдельности — уже выпали из движения времени. Но собранные вместе вдохновением художника и знаниями механика, они снова возвращаются в этот поток.

TimePiece
Композиция, использующая реставрированные детали старинных механических часов, стала первым опытом Андреа Давиде в кинетической скульптуре. Как все последующие работы, она «идет», вращая зубчатые колеса, но время при этом не отсчитывает.

Лучше всего это показывают работы последних лет, такие как кинетические скульптуры RoundTimers или Timeless. Стекло и латунь, полированные зубчатые колеса и шарниры, и передачи — согласованно действуя, они словно созданы для того, чтобы отмерять время с положенной точностью. Но вся эта машинерия лишена часовых стрелок, а с ними и всякой разумной функциональности: вращаясь, колеблясь и двигаясь, детали все равно неспособны зафиксировать течение мгновений. Некоторые части и вовсе не связаны с другими и движутся, будто подчиняясь какой-то собственной неведомой задаче. Возможно, в этой механической бессмысленности передано нечто главное, что нельзя выразить словами, — о времени и о том, как оно проходит сквозь нас, мгновение за мгновением.



30-05-2020 | Просмотров: 2594
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать