|
Тайна камня КоудБольшая статуя льва, расположенная на восточном конце Вестминстерского моста, недалеко от здания парламента, хранит один секрет – она сделана не из камня и не из бетона, а из особой смеси ингредиентов, рецепт которой был утерян более ста лет назад. Статуе около двухсот лет, однако она выглядит как новая, без каких-либо признаков старения на поверхности. После столетий воздействия агрессивных погодных условий Лондона тонкие детали моделирования по-прежнему остаются довольно чёткими. Этот удивительный искусственный камень известен как «камень Коуд»; он был назван в честь Элеоноры Коуд, которая владела фабрикой, производившей его. Камень Коуд был чрезвычайно популярен в течение 18-го и 19-го веков, потому что его практически нельзя было разрушить, однако из него можно было сделать любые виды декоративных предметов, включая фризы, арабески, капители и прочие архитектурные элементы. Его использовал каждый ведущий архитектор того времени, и примеры можно найти по всему миру.
Камень Коуд похож внешне и по свойствам на обработанный камень, но это вовсе не камень. Это один из видов высокотемпературной (или каменной) керамики. Керамика, как известно – это просто обожжённая глина, но, в зависимости от глины и интенсивности её обжига, печь будет производить различные типы материала. В результате низкотемпературного обжига мы получаем керамическую посуду, которая довольно хрупкая. Более высокая температура приводит к витрификации глины и получению гораздо более прочного материала, называемого фарфором. Для производства каменной керамики необходима ещё более высокая температура. Она плотная, непроницаемая, нержавеющая и устойчивая к царапинам. Когда Элеонора Коуд основала свою «Мануфактуру по производству искусственного камня» в Ламбете, в Англии было много предприятий, которые производили искусственный камень. Элеонора Коуд, дочь торговца шерстью, по всей вероятности, ничего не знала о производстве искусственного камня. До этого она занималась продажей белья. Тем не менее, в конце 1760-х годов ей посчастливилось познакомиться с неким Дэниелом Пинко, который занимался производством искусственного камня, однако испытывал трудности с финансами. У Элеоноры Коуд были деньги, а у Дэниела Пинко – формула, и вместе они открыли фабрику на южном берегу Темзы, где сегодня находится вокзал Ватерлоо, и начали производить необычайно высококачественный материал. Коуд поначалу называла свой камень Lythodipyra, что в переводе с греческого означает «камень двойного обжига», однако впоследствии решила, что «камень Коуд» звучит лучше. Через два года Элеонора Коуд уволила Дэниела Пинкота, и больше о нём ничего не известно.
Элеонора Коуд успешно управляла бизнесом в течение пятидесяти лет – до самой смерти, что было редкостью для женщин в Георгианскую эпоху. Материалы, производимые на фабрике Коуд, продавались по всей Британии и за её пределами и использовались многими блестящими скульпторами и архитекторами того времени, включая Роберта Адама, Джеймса Уайатта, Сэмюэля Уайатта, сэра Уильяма Чемберса, Джона Нэша и Джона Соана. Каменную керамику использовали для строительства часовни Святого Георгия в Виндзоре, Королевского павильона в Брайтоне, Карлтон-хауса в Лондоне и Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, а также для реконструкции Букингемского дворца. Элеонора Коуд умерла в 1821 году. Её камень использовали ещё в течение двух десятилетий, пока не появилось другое чудесное изобретение – портландцемент. Существует непреходящий миф, что тайна камня Коуд умерла вместе с Элеонорой. Но это не совсем так. Формула камня Коуд была хорошо известна в середине 19 века, и её использовали многие производители. Это было возможным потому, что ни Пинко, ни Коуды не стремились получить патент. «Существование патента на камень Коуд – миф, – пишет Кэролайн Стэнфорд. – Диапазон размеров изделий из камня делал формулу невозможной: секрет, если он вообще существовал, заключался в непревзойдённом мастерстве мастеров, которые смешивали глину, и кочегара, который ухаживал за печью».
В самом деле, процесс изготовления предметов из камня Коуд был весьма трудоёмким и требовал высокой квалификации. Во-первых, глины всегда брали на 10 процентов больше, чем требовалось, с учётом усушки во время обжига. Далее эту модель использовали, чтобы получить гипсовую форму. Смесь для получения камня Коуд утрамбовывали в готовую форму вручную. На многих образцах камня Коуд до сих пор сохранились отпечатки пальцев рабочих. После того как глиняная смесь затвердевала, модель извлекали из гипсовой формы и обжигали в печи в течение нескольких дней. Это был самый важный этап процесса. Часто печнику приходилось бодрствовать всю ночь, чтобы поддерживать постоянную температуру. Он не всегда всё делал правильно — иногда железные прутья разъедались коррозией, из-за чего появлялись трещины. Такие партии Элеонора Коуд не принимала, поскольку она стремилась поддерживать самые высокие стандарты контроля качества. Но в большинстве случаев продукция получалась без каких-либо дефектов. Камень Коуд во многом был обязан своим успехом предпринимательскому лидерству женщины, которая его продвигала. Элеонора Коуд наладила продуктивные отношения с одними из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них у неё был доступ к самым богатым клиентам в Британии. В 1770-х годах она проводила выставки своей продукции в «Обществе художников», а в 1799 году открыла постоянную выставочную галерею на южной стороне Вестминстерского моста. Она часто размещала объявления в газетах и следила за тем, чтобы лучшие работы мануфактуры выставлялись в Королевской академии. Каталог от 1784 года содержал не менее 788 образцов. Коуд часто шла навстречу клиентам и учитывала их пожелания. Элеонора Коуд так и не вышла замуж. Когда она умерла в 1821 году, в возрасте 88 лет, она оставила большую часть своего состояния благотворительным организациям и священнослужителям.
29-04-2020 | Просмотров: 1789
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|