В исследовании на основе глубокого анализа использовались более 600 записей о культурах из 60 обществ по всему миру — эта работа стала самой большой выборкой в этой области.
 

Все войны и конфликты, которые преследуют человеческую цивилизацию на протяжении веков, могут заставить некоторых людей задуматься о том, что всему виной — постоянные столкновения непримиримых культур. Однако новое исследование способно оспорить этот тезис. Сотрудники Оксфордского университета в своей новой работе обнаружили поразительные и оптимистичные доказательства обратного: все культуры на самом деле связаны общим моральным кодексом семи различных общих правил и моделей поведения. Результаты этой работы опубликованы в журнале Current Anthropology. 

 

Обратившись к базе данных о межкультурных вариациях под названием «Файлы области человеческих отношений» (Human Relations Area Files, HRAF, организованная Йельским университетом), команда исследователей под руководством Оливера Скотта Карри (Oliver Scott Curry) занялась изучением развития морали в человеческих культурах. Для этого они отсканировали доказательства семи дискретных моральных форм поведения в более чем 600 тысяч слов этнографических отчетов. Эти совместные действия и правила — предлагаемый универсальный моральный кодекс — представляют собой следующие пункты: помощь семье, помощь своей общине, взаимность, храбрость, подчинение начальству (уважение), разделение спорных ресурсов (справедливость) и уважение предшествующего владения (права собственности). 

 

В ходе работы ученые обнаружили, что эти семь правил одинаково признавались в различных исследованных культурах и никогда не воспринимались как морально плохие. Кроме того, многие эти виды поведения наблюдались в большинстве культур и с одинаковой частотой в разных регионах.

 

Помимо этого, универсальный моральный кодекс автоматически порицает противоположные модели поведения: пренебрежение родственниками, предательство своей группы, отсутствие взаимопомощи, трусость, неуважение, несправедливость и воровство.

 

Из 962 наблюдений за этими принципами было обнаружено лишь одно исключение среди чуукского общества в Микронезии: по словам ученых, в этом обществе открыто красть у других не осуждается, поскольку такое поведение демонстрирует доминирование человека и свидетельствует о том, что его не пугают агрессия и сила других. Вместе с тем исследователи отмечают, что эта черта может быть трактована как особая форма храбрости.

 

Не каждое общество одинаково оценивает или определяет приоритеты этих социальных норм, но тот факт, что они однозначно считаются позитивными и соблюдаются в столь различных обществах, имеет большое значение для поддержки концепции морального универсализма в противоположность моральному релятивизму.