D I S C O V E R Y
 

Биологи обнаружили зачатки «культуры» у шмелей

 


Шмели во время решения задачи / © Alice Bridges

Биологи из Лондонского университета королевы Марии установили, что, сталкиваясь с новой задачей, шмели могут подсмотреть ее решение у сородичей. После этого новая форма поведения быстро распространяется на всю колонию.

Хотя обычно люди не воспринимают насекомых как «умных», за последние годы появилось множество свидетельств того, что как минимум один вид этих членистоногих — земляной шмель — обладает удивительно развитым интеллектом. Ученые уже выяснили, что шмели способны идти на компромисс, осознавать размеры и форму собственного тела, а также получать удовольствие от бесполезного времяпрепровождения — игры.

Теперь же исследователи из Лондонского университета королевы Марии (Великобритания) обнаружили, что шмели могут быстро учиться и распространять новые модели поведения в своей популяции через социальное обучение (что частично подходит под определение культуры животных). Более того, они любят подсматривать решение у сородичей, после чего продолжают использовать именно его, даже если знают, что существует альтернативный способ.

Чтобы это установить, ученые предложили насекомым головоломку с двумя решениями: коробочку с наградой (чашкой сладкого сиропа) можно было открыть, потянув за красный язычок по часовой стрелке или потянув за синий язычок в противоположном направлении. Шмелей-демонстраторов обучили одному из способов, после чего предоставили возможность наблюдателям увидеть решение головоломки.

Результаты оказались любопытными: шмели, увидевшие, скажем, решение задачки от «красного» демонстратора, в дальнейшем продолжали использовать такой способ открытия коробочки, даже если потом им показывали альтернативный путь решения. При этом в контрольной группе, где демонстратора не было, коробочки почти не открывались: если обученные шмели вскрывали до 28 коробочек за день, шмели без демонстратора справлялись (чаще всего случайно) не более чем с одной.

В дополнительном эксперименте авторы работы предоставили колонии шмелей обучаться одновременно у «красного» и «синего» демонстраторов, но и на этот раз шмели не стали показывать особо разнообразное поведение: одна колония предпочла «красный» метод, другая — «синий».

Эксперимент с коробочкой-головоломкой: на этот раз шмель тянет за красный язычок / © phys.org

Таким образом, подчеркивают исследователи, социальное обучение может играть в жизни шмелей и других насекомых намного более значимую роль, чем считалось ранее. А сами эти животные оказались намного умнее, чем мы полагали.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.


Источник: journals.plos.org

07-03-2023 | Просмотров: 304
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать