Стресс во время беременности может привести к раннему взрослению детей
Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили корреляцию между ранними признаками полового созревания надпочечников у первенцев и тем, что их матери испытывали высокий уровень пренатального стресса.
Результаты 15-летнего продольного исследования ученых из США были опубликованы в февральском номере журнала Psychoneuroendocrinology: оно выявило более ранние закономерности полового созревания надпочечников в результате пренатального стресса. Половое созревание надпочечников характеризуется такими изменениями, как рост волос на теле, прыщи и аспекты когнитивного созревания, - но не включает развитие молочных желез или начало менструации у девочек или увеличение яичек у мальчиков.
Как стресс во время беременности влияет на ребенка
«Это первое в своем роде открытие, и на него интересно взглянуть через призму эволюции», — говорит антрополог Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Молли Фокс, которая руководила исследованием.
Фокс объясняет, что взросление первенца, а не раннее начало менструации, может позволить успешно помочь матери вырастить остальных детей. Так, дочь становится достаточно взрослой, чтобы помочь с заботой о детях, но еще не может произвести на свет собственных детей, которые потребуют внимания.
Ученые набрали участников для исследования из двух акушерских клиник в Южной Калифорнии, США, во время обычных посещений дородового ухода в первом триместре.
Женщинам в среднем было 30 лет, все участницы были старше 18 лет, и у них была одноплодная беременность. Примерно для половины из них это была первая беременность. Все были англоговорящими, 45% были белыми/нелатиноамериканцами и 30% были латиноамериканцами.
Все женщины исследования не курили и не употребляли стероидные препараты, табак, алкоголь или другие легкие наркотики во время беременности. Из детей, рожденных от этих матерей, 48% были женского пола и 52% — мужского пола.
Как развиваются дети
Уровни стресса, депрессии и тревоги у женщин измерялись на 15, 19, 25, 31 и 37 неделях беременности для создания комплексной шкалы пренатального психологического дистресса. При оценке депрессии респондентам предлагалось оценить правдивость утверждений вроде «Я чувствовала себя одиноко».
В возрасте 8–10, 11–12 и 13–16 лет отдельно измерялись детские биомаркеры полового созревания надпочечников и гонад, включая волосы на теле, изменения кожи, рост, развитие молочных желез и начало менструации (у девочек), изменение голоса и рост волос на лице (у мужчин).
Уровни гормонов, которые являются индикаторами полового созревания надпочечников и гонад, измерялись с помощью образцов слюны на всех этапах оценки.
В исследовании также измерялись неблагоприятные условия детства, чтобы учесть другие факторы, которые, как известно, коррелируют с ранним взрослением или признаками полового созревания у детей и подростков. К ним относятся смерть родителя или разлука с родителями в возрасте до 5 лет, отсутствие отца и низкое соотношение доходов и потребностей в возрасте 7–9 лет.
«Это исследование дополняет объем знаний, показывая значительное и пожизненное воздействие на женщин и их потомков, когда речь идет о пренатальных эмоциональных, экологических и других факторах», — объясняет Молли Фокс. «Это важно, поскольку мы продолжаем предлагать практические и политические решения, которые способствуют более широкому доступу к здравоохранению и общему благополучию беременных матерей».