D I S C O V E R Y
 

Мадагаскарская комета, или сатурния мадагаскарская (лат. Argema mittrei)

 

 

Путешествуя по востоку Мадагаскара, в кафе при гостинице близ национального парка Ранумафана мы заметили вот такую бабочку, прикрепленную к картине. Это мадагаскарская комета, или сатурния мадагаскарская (Argema mittrei) из семейства павлиноглазок (Saturniidae) — одна из крупнейших бабочек мира, размах ее крыльев достигает 20 см.

Как и большинство обитателей острова, комета — его эндемик. Кроме того, она один из символов Мадагаскара, изображенный на банкнотах страны. Впрочем, увидеть ее на купюрах гораздо проще, чем в природе: комета обитает только во влажных тропических лесах. Когда-то ими был покрыт весь восток острова, но сейчас из-за вырубки лесов ареал бабочки сильно сократился. Кроме того, представители семейства павлиноглазок, в отличие от человека, активны ночью. Дневная бабочка павлиний глаз (Aglais io), по иронии судьбы, принадлежит семейству нимфалиды (Nymphalidae).

С 2017 года комета красуется на мадагаскарских банкнотах всех достоинств, но даже здесь ее не так-то просто найти. Фото © Галина Клинк

И хотя, как мы решили, бабочка была засушенная, все равно было интересно ее увидеть. Мы сразу распознали в ней самца — по длинным хвостам на задних крыльях, давших людям повод назвать это насекомое «кометой». У самок хвосты намного короче. Многие виды бабочек-сатурниид обзавелись независимо подобными «хвостами» для защиты от летучих мышей. Отражая ультразвуковые сигналы мыши, хвосты отводят внимание хищника от тела бабочки. Самец кометы защищен... а как же самка? Скорее всего, такое приспособление помогает только порхающей бабочке. А самка кометы вообще не летает: она сидит недалеко от своего кокона в ожидании партнера, посылая феромоны, которые тот может почувствовать за километры. Чтобы не пропустить сигнал самки, самец имеет пышные перистые антенны.

Самка кометы ожидает партнера. Фото © Frank Vassen с сайта flickr.com

Мы полюбовались бабочкой, кто-то сделал фото на телефон, но фотографы не стали расчехлять свои камеры ради высушенного экземпляра на панно. И невозможно описать чувства, переполнившие участников экспедиции, когда на следующее утро бабочка пропала с картины и восседала уже на стойке синтезатора! Она живая! Мы видели живую комету! Но как расстроились любители фотографии: вчера на картине бабочка смотрелась гораздо эстетичнее, чем сейчас на стойке.

Герой, покинувший картину. Фото © Галина Клинк

Все стали волноваться, что несчастная комета будет сложена вместе с синтезатором и погибнет в неволе. Поэтому, после пары сотен сделанных снимков, было решено животное поскорее отпустить. Бабочка была торжественно вынесена на улицу и посажена на перила балкончика, где она начала дрожать. Некоторые стали было переживать, но биологи их успокоили: с помощью вибрации насекомые разогревают тело перед полетом. Пару минут мы завороженно наблюдали за этим действом, предвкушая начало бабочкиного полета. Наконец она вспорхнула и, подобно осеннему листу, элегантно опустилась на куст прямо под балконом, давая возможность полюбоваться собой. Но не только нам... Сидевший на соседнем кусте хохлатый дронго (Dicrurus forficatus) — птица из отряда воробьинообразных, живущая на Мадагаскаре и Коморских островах, — тоже положил глаз на комету. Впрочем, целился он недолго, и вскоре, не обращая внимания на нелестные эпитеты некоторых членов нашей группы, уже летел восвояси, прихватив свой большой куш.

Хохлатый дронго. Фото © Allan Hopkins с сайта flickr.com, Западный Мадагаскар

Конечно, было опрометчиво выпускать днем на открытое пространство лесную ночную бабочку. Но наше чувство вины было не очень сильным: покинув кокон, кометы живут всего несколько дней и даже не питаются, в отличие от своих прожорливых гусениц. Из-за вырубок вечнозеленых лесов естественная кормовая база сатурниид сильно сократилась, но им пришелся по вкусу завезенный на Мадагаскар эвкалипт. Скорее всего, он напомнил гусеницам одно из их любимых растений — эвгению (Eugenia) из того же семейства миртовые (Myrtaceae), что и эвкалипт.

Гусеницы кометы заняты набором массы. Фото © Dennis van de Water с сайта nhm.ac.uk

Гусеницы стремительно растут в течение нескольких месяцев, четырежды линяют, сплетая в конце концов кокон, где в течение полугода происходит магия метаморфоза. Из коконов сатурниид изготавливают шелковые ткани в Китае, Индии и Индонезии. Поскольку шелк павлиноглазок более легкий и проще красится, чем шелк одомашненного тутового шелкопряда (Bombyx mori), некоторые считают его более ценным материалом. Поэтому ученые разработали для жителей восточного Мадагаскара программу перехода с экстенсивного земледелия на разведение сатурниид для продажи коконов. Программа уже начала работать с видом Anthrina suraka, способствуя сохранению и восстановлению природы острова.

Дикий шелк из коконов мадагаскарских сатурниид. Фото с сайта cpali.org

Вот такую удивительную бабочку нам довелось увидеть. Этот самец кометы залетел в кафе, ведомый инстинктом. Но, в отличие от других посетителей, там он не имел шансов найти подругу. Он не справился с задачей продолжения рода, но, выпущенный на улицу, вернулся в круговорот жизни.


Источник: elementy.ru

26-12-2019 | Просмотров: 2254
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать