Почти все ошибки человека так или иначе сказываются на состоянии окружающей среды. Зачастую эти ошибки настолько масштабны, что приводят к вымиранию целых видов.
Одной из таких ошибок является разлив нефти в море. Это катастрофа огромного масштаба, так как она затрагивает огромное количество видов животных и растений, причем не только в море, но и на суше.
Когда нефть достигает берега, она также оказывает негативное влияние и на людей. В конечном счете разлив нефти приводит к разрушению целой экосистемы.
Важно отметить также и тот факт, что ликвидировать последствия разлива нефти очень сложно, а кроме того, отнимает много средств и времени.
Ниже мы расскажем о крупнейших разливах нефти в истории.
Разлив нефти во время войны в Персидском заливе
Война в Персидском заливе — вооруженный конфликт между Многонациональными силами (МНС) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
Конфликт известен невиданным до того времени размахом применения авиации, "умного" и высокоточного оружия, что, по мнению многих специалистов, знаменовало начало новой эпохи в военном искусстве.
Война имела тяжелые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта иракские войска организовали сброс нефти в Персидский залив.
Пытаясь предотвратить попадание нефти в залив, авиация Многонациональных сил подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Тем не менее до конца войны в залив вылилось около 8 млн баррелей нефти.
Это нанесло серьезный ущерб экологии Персидского залива, привело к гибели 30 тыс. птиц. При отступлении из Кувейта иракская армия подожгла нефтяные скважины, тушение которых было завершено лишь в ноябре.
После окончания войны из-за густого дыма от горящих скважин разбился транспортный самолет Саудовской Аравии, перевозивший сенегальских солдат антииракской коалиции (более 90 погибло).
В Кувейте, Турции, ОАЭ шли черные дожди. На "высыхание" 320 озер ушло все последующее десятилетие.
2. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — авария, произошедшая 20 апреля 2010 г. в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon на месторождении Макондо.
Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.
В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126 человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 г. появились сообщения о гибели еще 2 человек при ликвидации последствий катастрофы.
Через повреждения труб скважины на глубине 1500 м в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. кв. км, что составляет около 5% площади Мексиканского залива.
В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, был введен запрет на рыбную ловлю, для промысла были закрыты более трети всей акватории Мексиканского залива.
От нефти пострадали все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу, сильнее всего пострадали штаты Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида.
На побережье Мексиканского залива было обнаружено 189 мертвых морских черепах, много птиц и других животных, на тот момент разлив нефти угрожал более 400 видам животных, в том числе китам и дельфинам.
От разлива нефти пострадали рыболовная, туристическая, нефтяная отрасли прибрежных штатов США.
3. Разлив нефти с платформы Ixtoc 1
Ixtoc I — бывшая нефтяная скважина, созданная полупогружной нефтеразведочной платформой Sedco 135. Находилась в заливе Кампече на юге Мексиканского залива, около 100 км к северо-западу от города Сьюдад-дель-Кармен, на глубине около 50 м.
Авария на скважине 3 июня 1979 г. привела к одному из крупнейших нефтяных разливов в истории.
На начальном этапе разлива из скважины вытекало около 30 тыс. баррелей нефти в сутки. В июле 1979 г. с помощью закачки бурового раствора в скважину выброс снизился до 3 тыс. куб. м, а в августе — до 2 тыс. куб. м в сутки.
Для уменьшения загрязнения производилось распыление химических диспергаторов. Окончательно остановить утечку удалось только к марту 1980 г. при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной.
Несмотря на то что авария произошла близ берегов Мексики, преобладающие течения несли нефть в направлении побережья Техаса. У правительства США было два месяца, чтобы установить боновые заграждения и принять другие меры для защиты.
Pemex потратила около $100 млн на очистку нефти во избежание больших исков по компенсации ущерба.
Нефтью, которая вытекла из аварийной скважины, была загрязнена значительная часть прибрежной зоны в Мексиканском заливе, а также обширные прибрежные зоны, которые в основном состоят из песчаных пляжей и множество малых островов, ограждающих обширные мелководные лагуны.
По приблизительным подсчетам, на мексиканские пляжи к началу сентября 1979 г. было выброшено около 6 тыс. тонн нефти. Исследования на побережье Техаса показали, что на нем осело около 4 тыс. тонн нефти, или около 1% от общего выброса скважины.
Приблизительно 120 тыс. тонн, или 25%, опустилось на дно Мексиканского залива.
В загрязненных районах к северу и к югу от места аварии мексиканскими властями была запрещена или ограничена рыбная ловля.
Улов рыбы и осьминогов снизился на 50-70% от уровней 1978 г. Для некоторых крупных пород животных потребовались годы, чтобы оправиться от нефтяного разлива.
На грани исчезновения оказались места гнездования птиц. Погибло множество морских черепах и кладок их яиц на побережье.
4. Утечка с танкера Atlantic Empress
В 1979 г. около острова Тобаго в Карибском море столкнулись два танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain.
Atlantic Empress полыхал на протяжении недели, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из него стала выливаться со скоростью десятки тонн в час.
Этот разлив нефти стал самым масштабным в истории судоходства — целых 287 тыс. тонн.
Нефть не дошла до берега, однако любой разлив нефти не проходит для окружающей среды бесследно, тем более когда речь идет о таких грандиозных объемах.
В результате взрыва погибли 26 членов экипажа танкера.
5. Разлив на месторождении Новруз
Нефтяное месторождение Новруз находится в Иране, Персидский залив, оно стало известным благодаря нескольким разливам нефти, которые произошли в 1983 г.
Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось.
Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу.
В общей сложности объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов, или 260 тыс. тонн нефти.
6. Взрыв танкера ABT Summer
28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 км от побережья Анголы.
Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен.
К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.
7. Авария танкера Castillo de Bellver
Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 км от Кейптауна (ЮАР).
В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.
8. Авария танкера Amoco Cadiz
В 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось.
В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек.
В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. кв. км.
Нефть распространилась также на 360 км побережья Франции.
На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы.
9. Взрыв танкера MT Haven
MT-Haven — супертанкер, в 1991 г. взорвавшийся и позже затонувший у берегов Генуи, Италия. Судно было загружено 144 тыс. тоннами (1 млн баррелей) сырой нефти. Во время катастрофы погибло шесть человек экипажа, а в Средиземное море было выброшено до 50 тыс. тонн сырой нефти.
Пять членов экипажа погибли сразу же, как вспыхнул пожар, нефть начала течь из корпуса, как из перегретой кастрюли. После того как судно загорелось, пламя поднялось до 100 м в высоту, и после серии дальнейших взрывов примерно 30-40 тыс. тонн нефти вылилось в море.
Итальянские власти действовали быстро: в тушении пожара приняли участие сотни спасателей, для контроля за утечкой вокруг судна были установлены надувные барьеры длиной около 10 км.
На следующий день MT Haven попытались отбуксировать ближе к берегу в стремлении локализовать площадь пострадавших районов и упростить операцию по устранению последствий.
Но скоро стало ясно, что у корабля произошел разлом в корпусе и носовая часть отделилась и затонула. 14 апреля вся основная 250-метровая часть корпуса погрузилась под воду в полутора милях от побережья, между Аренцано и Варацце.
Большая часть нефти на поверхности могла быть собрана, а та, что осталось под водой, находится в твердом состоянии.
В течение последующих 12 лет средиземноморское побережье Италии и Франции страдало от нефтяного загрязнения, особенно в окрестностях Генуи и Южной Франции.
10. Авария танкера Odyssey
10 ноября 1988 г. либерийский танкер Odyssey в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение.
В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.
11. Выброс нефти из танкера Exxon Valdez
Авария произошла 23 марта 1989 г. у берегов Аляски.
В результате катастрофы около 10,8 млн галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей, или 40,9 млн литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тыс. кв. км.
Всего танкер перевозил 54,1 млн галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около 2 тыс. км береговой линии.
Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолетах), что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей.
В этом районе обитал лосось, морская выдра, тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в Проливе принца Вильгельма.
В связи с падением численности местных морских видов (особенно моллюсков, сельди и котиков) компания Chugach Alaska Corporation объявила было о своем банкротстве, но все же смогла восстановиться.
Согласно нескольким исследованиям, профинансированным штатом Аляска, утечка нефти породила как кратковременные, так и долговременные экономические эффекты.
Это упадок рекреационного спорта, рыбалки, туризма, а также уменьшение так называемого значения существования, то есть того, что для публики означал нетронутый Пролив принца Вильгельма.