На сегодняшний день на планете существует лишь один вид высокоорганизованных существ, не способных чувствовать боль. Это акулы.
Ощущение боли – один из важнейших инстинктов, благодаря которому существует все живое на земле. Однако для тех, которым нечего бояться, это чувство в принципе не нужно. Эволюционный эксперимент, забравший у акул способность страдать, превратил их в сильнейших хищников на Земле, способных пережить как кратковременные неблагоприятные влияния внешней среды, так и глобальные мировые катаклизмы.
Страшнейшие хищники океана, рыбы-убийцы, свирепые существа, повсюду сеющие боль и страх, акулы просто не воспринимают болевые ощущения, так же как люди не слышат ультразвука. Этому есть свое объяснение.
В 2000 году международная команда ихтиологов занималась исследованием болевого восприятия рыб. На примере некоторых костных и хрящевых видов ученые доказали, что рыбы также способны страдать от боли. К примеру, применение к атлантической форели, трески и скату-хвостоколу слабых разрядов тока вызывало защитную моторную реакцию, то есть рыбы просто пытались сбежать.
Когда к подопытным применяли уколы иглой, сильное сдавливание кожи или прижигание, моментально возникал поведенческий ответ – съеживание, выскальзывание, бегство. У некоторых видов рыб воздействие вызывало вокализацию, то есть они кричали от боли!
Звук генерировался движениями плавательного пузыря и продолжался в среднем 490 милисекунд.
Когда исследователи применили те же опыты к акулам, выяснилось, что зубастые монстры практически не реагировали на мучения. Почему? Найти ответ оказалось не так просто.
Болевые рецепторы большинства видов рыб располагаются по всему телу, включая плавники. Во время болевого воздействия нервные окончания передают импульс к коре головного мозга, и после уже возникает поведенческий ответ.
Причины высокого болевого порога у акул
Существуют семейства, не имеющие коры, и тогда ответный импульс генерируется собственно периферическими нервными волокнами, как, к примеру, у ставрид, или спинным мозгом (у скатов). Развитая нервная система акул также начитывает более миллиона нервных окончаний, однако на толстой коже-броне их практически нет.
Поскольку данный факт не может служить объяснением невосприимчивости к боли (кроме акул, на планете существует еще более десяти тысяч видов рыб с малым количеством болевых рецепторов), ихтиологи решили исследовать биохимические процессы мозга акул. В этом и нашлась разгадка
В процессе своей жизнедеятельности всем живым существам, в том числе и рыбам, приходится постоянно сталкиваться с ситуациями, в которых они должны не реагировать на болевые воздействия ради более важных биологических задач – добывания пищи, социальных контактов, размножения, сохранения потомства и т.д.
Подавление болевых импульсов происходит благодаря особым веществам, блокирующим болевые рецепторы – опиоидным пептидам. Эндогенные морфины связываются с опиоидными рецепторами и контролируют предел выносливости организмов, обеспечивая его устойчивое существование во внешней среде.
Уровень опиоидных пептидов у акул в сотни раз превышает среднее количество тех же веществ у других видов рыб. То есть возникающие болевые импульсы никогда не доходят до коры, поскольку подавляются еще в самом начале биохимической цепи.
Бесстрашие адреналиновых акул
Воздействуя аналогично экзогенному морфину и кодеину – основным веществам опиумного мака, опиоидные пептиды влияют не только на болевое восприятие, но и в целом на половое и социальное поведение, характер двигательной активности плотоядных рыб. Проще говоря, акулы постоянно ходят "под кайфом", не чувствуя боли, страха и стыда.
Воздействие этих веществ также растормаживает гормональные системы организма, провоцируя таким образом повышение в крови гормонов. Среди них – адреналина и норадреналина – гормонов риска, бесстрашия и агрессии.
Большие концентрации этих веществ также оказывают значительное влияние на социальное поведение акул, и в итоге мирное существо превращается в свирепого хищника, единственным удовольствием для которого становится убийство. Именно бычьи акулы прославились своей неуязвимостью и кровожадностью в отношении людей.