D I S C O V E R Y
 

Александр Семёнов: Хроники Северных Морей

 

Я обожаю смотреть фильмы о жизни океана еще с тех времен, когда слова «батискаф» и «Кусто» казались мне жутко смешными. Иногда мне снятся дельфины и разноцветная морская галька, и за эти сны я люблю море еще больше. А еще, я бесконечно благодарна людям, которые приоткрывают дверцу в подводный мир, который прекрасен настолько, насколько он глубок. Среди них и наш сегодняшний гость — фотограф Александр Семёнов. Александр уже несколько лет исследует жизнь удивительных существ, обитающих в северных морях. Его работы отлично иллюстрируют бесконечное богатство мирового океана — он красив всегда и везде, будь это пестрые карибские рифы или таинственные глубины холодных вод Баренцева моря. Пока Александр Семёнов еще не стал штатным сотрудником National Geographic и канала Discovery (что, по-моему, лишь вопрос времени), в его графике нашлось время ответить на наши вопросы, за что мы ему очень благодарны.

 

 

Александр Семёнов: Хроники Северных Морей

 

Расскажите немного о себе.

Самый сложный вопрос сразу… Я не умею особо рассказывать про себя, поэтому дам просто краткую сводку: выпускник Биологического факультета МГУ, где с удовольствием отучился на кафедре Зоологии беспозвоночных животных. Далеко оттуда не ушел, устроившись работать на Беломорской биологической станции МГУ. Наукой, правда, заниматься перестал сразу после университета, променяв ее на фотосъемку, дайвинг и на разные другие не менее интересные дела. Немного поездил по миру, но пока еще очень мало, даже нечем похвастаться.

 

 

Александр Семёнов: Хроники Северных Морей

Голожаберный моллюск Coryphella verrucosa

 

Как началось ваше увлечение фотографией? Вы с самого начала увлеклись съемкой подводного мира или это пришло позже? Как вообще вы решили снимать в таком сложном жанре и главное, где вы этому учились?

Наверное так же, как у многих других — мне папа выдал старенькую зеркалку, с которой я радостно носился по Москве и снимал всякую фигню. Через пару месяцев я с ней вместе уехал на Белое море, это был мой первый год работы. В какой-то момент мне пришла в голову мысль поснимать разных морских зверей в лаборатории. Так как одна из моих обязанностей на станции — это добыча живого материала из-под воды для студентов, проходящих учебную практику, то достать себе несколько разных моллюсков и червяков не составило никакого труда. Только вот снимать я тогда не умел :) Макросъемка — это вообще задача непростая для начинающего фотографа, а без вспышек, нормального штатива и минимальных знаний она из непростой превращается в нереальную. Я собрал, наверное, весь имеющийся на биостанции свет, какие-то лабораторные осветители для бинокуляров и усердно экспериментировал, надеясь, что “если долго мучиться, что-нибудь получится”. Два месяца я пытал зверей и технику и несколько картинок все-таки получил на выходе, штук пять наверное! Тогда они казались мне верхом художества и крутости фотографа, ну как это обычно бывает у начинающих :) Сейчас на них смешно смотреть. Зато я хоть разобрался более-менее, как фотоаппарат работает. На следующий год на биостанцию прикупили комплект для подводной съемки, и я тут же ринулся осваивать новую технику — снимать зверей в их естественной среде обитания мне было куда интереснее, чем гонять их по чашке Петри в лабе. И, конечно, под водой меня поджидало полное фиаско, потому что снимать я опять таки не умел. Круто было, если с одного заныра получалось хотя бы 2-3 фотки, где я банально попадал в фокус, и где животное еще не смылось из кадра при этом. В общем, еще за пару месяцев я кое-как освоил подводную макрофотографию. Ума заглянуть в интернет или у кого-нибудь спросить как что делается у меня не хватило, поэтому обучение проходило само-собой. Сейчас вот начнется летний сезон, и будет у меня третий год обучения.

 

Александр Семёнов: Хроники Северных Морей

Медуза Львиная грива — Cyanea capillata

 

 

Мшанка Flustellidra hispida

 

Помимо физической сноровки, подводная съемка требует специальной фототехники. С каким оборудованием вы работаете? Влияет ли место съемки на ваш выбор техники, которую берете с собой?

Камера и оптика тут используются самые обычные, только их надо засовывать в герметичный бокс, а вот вспышки специальные — подводные. У них другая мощность и другой угол рассеивания света. Я использую металлический бокс Sealux со сменными портами под разные объективы и две замечательные вспышки Inon Z-240. Внутри бокса у меня живет старенький Canon 400d, это им сделаны практически все фотографии, объективы Canon MP-E 65mm f2.8, Sigma 24mm f1.8 EX DG Macro и Sigma 10-20mm F4-5.6 EX DC. Сейчас мы приобрели новый комплект покруче, там уже 5d mark2, два профессиональных объектива Canon — широкоугольник 16-35/f2,8 L и макро 100/f2.8 L и увесистый бокс фирмы Subal. Пока что я успел протестировать его только в нескольких подледных погружениях, но очень неудачно — видоискаетель затек, а электроника бокса поломалась в дороге — вспышки не работали. Сейчас вот ждем новые запчасти и очень надеемся успеть все наладить к лету.

 

Бокс Subal

 

Расскажите пожалуйста о процессе подготовки к подводной съемке: какие вещи обязательно должны быть с собой, сколько людей нужно привлечь для обеспечения безопасной съемки и плавания и т.д. Возможно, у вас есть фотографии, которыми можно проиллюстрировать данный вопрос?

Сначала нужно снарядить камеру: проверить аккумулятор и карту памяти, засунуть камеру в бокс, закрыть бокс, проверив предварительно все резиновые уплотнительные кольца — они должны быть идеально чистые и смазанные силиконовой смазкой, накрутить соответствующий объективу порт, присоединить вспышки, все включить и сделать несколько тестовых кадров на суше. Если все в порядке, можно идти готовиться к погружению, собирать водолазное снаряжение, одеваться в костюм и т.д. При должной сноровке сборы занимают минут 15, хотя раньше лично у меня на это уходило около часа. Потом загружаешься в лодку, едешь до места погружения и вперед. В лодке обязательно остается страхующий, который помогает дайверам одеть перчатки, компас, компьютер, подает камеру, засекает время погружения, после чего контролирует перемещения дайверов по пузырям, а после всплытия помогает раздеться и влезть в лодку. Зимой у него еще и веревка есть, эдакий поводок для дайвера, чтобы далеко под лед не уплыл. Погружения осуществляются в парах, одному нырять нельзя, если нет соответсвующего опыта и специального обучения. Поскольку нам чаще всего нужно собирать какой-то материал на дне, то обычно один дайвер занят поиском и сбором зверюшек, а я с камерой зависаю около какого-нибудь валуна или водоросли и фоткаю разных беспов, которые на них сидят.

 

 

Мой напарник — суровый северный дайвер

 

 

Научный творческий процесс под водой

 

 

Кто и что вдохновляет вас?

Раньше вдохновлял вот этот дядя: photo.net/photos/siwanowicz, а сейчас — люди, которым я рассказываю про подводный мир, и которые с неподдельным интересом расспрашивают меня про какого-нибудь морского ангела или голожаберного моллюска. Сразу как-то появляется ощущение, что я не зря взялся за все это, и что оно не мне одному интересно, и поэтому постоянно хочется двигаться дальше, снимать больше, интереснее и эффектнее. Еще бы оно получалось так…)

Снимаете ли вы в других жанрах помимо подводной фотографии? Есть ли снимки, которые вы бы могли показать нам?

Снимаю, но совершенно несерьезно. Наземное макро на даче от нечего делать, красивые закаты на биостанции просто потому, что камера всегда рядом, знакомых и незнакомых людей — их просто иногда приятно поснимать. Очень люблю снимать ночные сцены.

 

Закат с пирса биостанции

 

 

Станционный ветряк на фоне северного сияния

 

 

Беломорская биологическая станция. Зима

 

Просто ночной город

 

Случалось ли, что что-то шло не так во время фотосессии на глубине? Как вы справлялись со сложной ситуацией?

Да критического-то ничего не было, разве что пару раз бокс протекал, но я успевал это заметить, всплыть и вылить воду с помощью страхующего. А по мелочам часто что-то случается, то вспышка не зажигается, то фотоаппарат не снимает, тут медуза обожгла, там течение, ну или просто бывает очень холодно и пальцы отмерзают настолько, что на кнопки нажимать не могут. Ничего серьезного, в общем =)

Могли бы вы поделиться с нами тремя особенными для вас работами? Почему вы их выделяете?

Особенные работы… Хм, я так не разделял их никогда, наверное это те фотографии, которые хорошо получились у меня первыми. Вот три фотки:

первый внятный кадр в лаборатории

 

 

первый внятный кадр под водой

 

 

первый по-настоящему научный кадр (флюоресценция, которую очень непросто снять)

 

 

 

Как вы чувствуете себя под водой: это всегда адреналин или с опытом спокойствие преобладает? Что самое трудное в подводной съемке?

Абсолютное спокойствие, большего умиротворения у меня вообще не бывает, наверное :) Я себя под водой в холодной полутьме чувствую настолько естественно, что меня это иногда пугает, там лучше, чем на суше. А если еще и с камерой, то вообще хорошо, считай, что вооружен)
Самое трудное мне кажется — это как раз успокоиться, не метаться от объекта к объекту, а вдумчиво посидеть около одного зверя, последить за ним через видоискатель, понять, что он делает, с какой стороны к нему подобраться и вовремя нажать кнопку спуска. Причем делать это надо до того момента, пока не получишь то, что хотел, а потом постараться сделать еще пару кадров лучше. Заставить себя так вести правда сложно)

Направляете ли вы ваше творчество в коммерческое русло (печатная продукция, сток фотография, реклама)? Или может быть, для вас это исключительно хобби?

Это не просто хобби, но и работа за зарплату, точнее — часть моей работы на биостанции. Фотографии используются в учебных пособиях, в научных статьях, в презентациях. Конечно, я стараюсь как-то этим зарабатывать и дополнительно: заливаю фотографии в фотобанки, сотрудничаю с различными журналами, выпускаю календари. Может, придумаю, куда еще их можно применить. Пока нельзя сказать, что я на этом хорошо зарабатываю, очень уж ниша узкая.

 

Гребневик Bolinopsis infundibulum

 

 

Голожаберная загогулина Coryphella polaris

 

 

Бокоплав Acanthonotozoma inflatum

 

 

Существуют ли мастер-классы по подводной фотографии? Проводите/посещаете ли вы подобные занятия? Что нужно обязательно знать человеку, собирающемуся заняться подводной фотографией?

Сначала нужно научится снимать на суше =) Конечно, существуют и курсы, и выездные мастерклассы, и подводные фотосафари и чего только нет. Я как-то не воспринимаю такие занятия всерьез, все равно учиться всему будешь сам, это же практика и только. Никто тебя не научит смотреть в видоискатель или ловить момент, и уже тем более никто не научит быть терпеливым и упертым. Захочешь — научишься. Может быть через -дцать лет, если я стану большим и важным и захочу заработать денег, то наверняка передумаю и найду причину, по которой учиться подводной фотографии надо обязательно, причем обязательно у меня :)

Какая амбиция пока еще не реализована? Расскажите о своих творческих планах.

Покорить Эверест — это попасть на обложку National Geographic. Не то, чтобы у меня такая голубая мечта, но просто отметка о достижении определенного уровня, до которого мне еще далеко. Но это так, ерунда, думаю я совсем не об этом, а о здоровенной красивой книге про подводный мир северных морей. Я хочу собрать фотографии самых интересных и необычных существ, которых даже из специалистов мало кто видел (только я пока не знаю, где таких достать), рассказать про их жизнь, причем не научным языком, а популярным, так, чтобы эту книгу было интересно смотреть и читать всем: и пятилетнии детям и их мамам, и суровым академикам с густой бородой. Пока что я пытаюсь воспитать в себе рассказчика в своем ЖЖ, а в голове тем временем потихоньку зреет план верстки будущей книги.

 

 

Морской ангел — крылоногий моллюск Clione limacina

 

Фотография позволяет вам всецело реализовать ваше творческое начало? Кем бы вы хотели быть, если бы не стали фотографом? Почему?

А я еще не стал фотографом :) Я очень долгое время занимался трехмерной графикой, с самого детства, начиная с самых примитивных программ. Отучился даже в двух хороших школах, зарабатывал этим деньги и видел кучу перспектив. Но как только мне дали фотоаппарат, и я одним нажатием получил картинку круче, чем за неделю возни с трехмеркой, я как-то начал остывать к любимому делу, да к тому же коммерческая 3d-графика сильно отличалась от моего понимания творчества. Сейчас я уже выпал из этого мира и целиком переместился в другой, хотя еще год назад ваял на заказ какие-то трехмерные модели.

В каждой профессии есть свои суеверия, особенно в обществе людей, связанных с морем. Есть ли подобное у дайверов-фотографов? :) Вы сами верите в приметы?

Ага, не закрыл бокс — прощайся с камерой, верная примета. На самом деле не знаю, может и есть) Я мало общался с дайверами-фотографами.

Как вы думаете, нужно ли начинающим фотографам слушать советы профессионалов? Если да, какой совет дали бы вы?

Самим нужно думать, мне кажется, и искать свое. Свои шишки набить куда полезнее, чем послушать чужих советов.

 

Юлия Чебакова

Источник: photointerview.ru

02-04-2012 | Просмотров: 8503
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать