Историческая справка
Судьбы донской лошади и донских казаков неразделимы. Издавна донские земли славились не только великолепными лошадьми, но и воинственным населением. Слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами и войною, не привязанного к земле и дому.
Колыбелью донского казачества была широкая и малообитаемая степь от Воронежа и до устья Дона. Большую часть жизни казаки проводили в походах: сзывали «охотников» и под предводительством атаманов делали набеги на Крым или Турцию.
В походе казак и его конь жили в спартанских условиях. В течение одного-двух месяцев обходились без огня, ели раз в сутки весьма скудную пищу (пшено и толченых сухари) и «коням ржать не допускали». При переправе через широкие реки казаки связывали из тростника плоты, плот привязывали к хвосту лошади, на него клали оружие и одежду и, держась за коня, пускались вплавь.
Донские казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия в ХVIII в., - со Швецией, Турцией, Пруссией, Персией. В этих войнах было захвачено множество военных трофеев, в том числе и прекрасных боевых коней. За все заслуги в Отечественной войне 1812 Донское войско получило Георгиевское знамя. Учитывая военное значение донского казачества, правительство сохранило за ним обширные земельные территории, обязав нести службу в нерегулярной кавалерии. Казак обязан был являться на службу со своим конем, оружием и в своей форме. Это воспитывало любовь к лошади и способствовало к выращиванию хорошего боевого коня, от которого зависел не только успех службы, но и часто жизнь всадника в бою. Боевой конь должен был обладать такими качествами, как выносливость, неприхотливость, резвость и ловкость, способность преодолевать естественные препятствия.
Старая донская лошадь
До конца ХVII в. коневодства на Дону фактически не существовало. Здесь были лошади местных кочевников, часть животных была приведена на Дон переселенцами. Через донские степи в древности прошли кочевые племена сарматов, гуннов, печенегов, аваров, половцев со своими табунами, следы которых в какой-то степени сохранились в местной лошади. Кроме того, суровые условия существования способствовали естественному отбору. Лошадей, проявивших выносливость в походах или резвость в скачках, использовали в качестве племенного материала.
Общность условий содержания и методов разведения создали к концу ХVIII в. довольно однородный тип животных, которые получили название старой донской лошади. Эта лошадь была гибкой и ловкой, на всем скаку могла делать самые крутые повороты, охотно прыгала через естественные препятствия. Мах ее был редок, но широк. Лошадь оказалась непуглива, смело шла на препятствия. Выносливая, нетребовательная к корму и уходу, она обладала отличным здоровьем, была способна совершать большие переходы. При хорошем уходе исправно служила до 20 лет. Старая донская лошадь отвечала всем требованиям строевой лошади.
Со второй половины ХVII в. на левом берегу Дона началось усиленное развитие частного коннозаводства (получившего название задонского). Оно внесло свои изменения в сложившийся тип донского коннозаводства
Донскую лошадь разводили в условиях табунного содержания. Все поголовье круглый год, кроме нескольких зимних месяцев, находилось под открытым небом на выпасе. Лучшим временем в жизни табунов были апрель и первые числа мая. Степь покрывалась буйными питательными травами. Летом, после наступления зноя и иссушающих ветров, степь выгорала. Особенно опасным в зимний период бывал длительный гололед, когда животные из-за плотной ледяной корки не могли тебеневать и порой гибли в больших количествах. Выживали только сильные, все, что было чуть послабее, беспощадно уносилось естественным отбором.
Новая донская лошадь
Начиная с ХIХ в. на Дону наряду со старой донской лошадью появляется новая, улучшенная порода. Начало ее было положено богатейшими табунами атаманов М.И . Платова, Мартынова и Д.И. Иловайского. Эти три главных улучшенных табуна и дали начало новой донской лошади.
В 70-х годах ХVIII в. основан первый конный завод М.И. Платова. Платов заложил первые основы задонского коннозаводства, применяя основные элементы племенной работы – отбор и подбор, а также используя в случке лучших карабахских и персидских лошадей. Вслед за ним в Задонье стали формироваться новые конные заводы: в 1776 г. – П.П. Янова, в 1778 г. – А.В. Иловайского и И.М. Серикова, в 1790 г. – Н.В. Иловайского и М.М. Кузнецова, 1791 г. Д.Е. Кутейникова, в 1795 г. – Ф.Н. Полякова и в 1796 г. – И.Ф. Калашникова.
В этих крупных заводах для улучшения качества местных лошадей стали шире использовать жеребцов-производителей, захваченных в военных походах, в основном восточного происхождения. С этого времени можно считать закончившимся период разведения так называемой стародонской лошади, на основе которой при участии лошадей восточных пород стала формироваться донская порода.
В дальнейшем для совершенствования донской породы стали все более активно использовать чистокровных и арабских производителей. Племенная работа постепенно начала давать положительные результаты. Наступил период консолидации генофонда, и в 1910 г. на Всероссийской выставке в Ростове-на-Дону донские коннозаводчики выставили большую группу однотипных верховых лошадей оригинальной золотисто-рыжей масти Они привлекли к себе внимание специалистов и экспертов, оценивших дончаков как национальное достояние России. С этих пор донская лошадь получила всеобщее признание, стала широко использоваться в армии и улучшения местного поголовья лошадей в различных районах Российской империи.
Однако история распорядилась так, что планам по развитию Задонского коннозаводства не суждено было сбыться. Кровопролитная, разорительная гражданская война, с особой жесткостью прокатилась по Дону и Северному Кавказу. Погибли и люди, и животные, разрушен был хозяйственный уклад юга России. От многотысячных табунов остались даже не сотни, а единицы лошадей. О судьбе большинства этих лошадей и их владельцев мы уже никогда не узнаем, многое было уничтожено, утрачено и потеряно. Задонское коннозаводство исчезло как легендарная Атлантида. На поверхности остались такие крохи, что казалось, никакое восстановление невозможно.
Восстановление коннозаводства на юге России после Гражданской войны
Лошадь, которую предъявило Задонское коннозаводство русскому обществу, в далеком теперь 1910 году, была своего рода, неожиданностью. Далеко не все и не сразу осознали, что в России появилась своя национальная, оригинальная порода верховых лошадей. Обычно, когда говорилось о донской или стародонской лошади, имелось в виду просто место рождения животного: южно-русские степи, просторы которых расширялись по мере приближения границ русского государства к берегам Черного, Азовского и Каспийского морей.
После первой мировой и гражданской войн от многотысячного конского поголовья на Дону и Северном Кавказе осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей, происхождение которых удавалось восстановить с большим трудом. Задонское коннозаводство понесло колоссальный урон, был разрушен весь его уклад, потеряны квалифицированные кадры. Но большой ошибкой было бы думать, что работа во вновь созданных военных конных заводах начиналась с нуля. Собирать жеребцов и кобыл, по таврам определять их владельцев, где по памяти, где по остаткам документов восстанавливать их происхождение помогали и бывшие владельцы-коннозаводчики. Этот факт замалчивался, писалось даже о вреде привлечения к работе старых специалистов. А ведь эти люди, даже имен которых мы сегодня не знаем, забыли о своих обидах, стремясь восстановить и сохранить то, что справедливо считали национальным достоянием.
Бывшие коннозаводчики и кавалерийские офицеры работали и в учрежденном 20 ноября 1920 года Управлении коннозаводства и коневодства на Дону. Да и непосредственно племенной работой занимались знающие квалифицированные специалисты. В конном заводе им. Буденного несколько лет работал бывший коннозаводчик и "белый офицер" Я.А.Лисицкий. Он прекрасно знал цену донской породе и мужественно ее защищал во время повального увлечения скрещиванием.
Тем не менее, уже в 1935 г. было заявлено, что донская порода восстановлена. В первом номере журнала "Коневодство" за 1936 г. в статье "Праздник военного коннозаводства" С.М. Буденный писал: "Военные конные заводы впервые в Союзе учли ценность наших аборигенных пород, а особенно донской, и в течение 15 лет сумели из остатков "дончаков" в несколько десятков голов, взятых из частей 1-й Конной Армии, создать мощное племенное ядро донских и англо-донских лошадей".
Описание породы
Высота - 160-168 см
Масть: Преимущественно рыжая и бурая, часто с золотистым блеском.
Экстерьер: Средней величины голова с широким лбом; средней длины шея; сильный корпус с широкой прямой спиной и овальным крупом; довольно покатые бедра; прямые ноги с хорошо развитыми подплечьями и голенями, но немного телячьими коленками (изгиб вовнутрь ниже запястья), саблистые скакательные суставы и прямые бабки; короткие редкие грива и хвост.
Примечания: У донской породы недостаточно хороший экстерьер для верховой лошади: прямые плечи и торцовые бабки являются типичными недостатками. Донские лошади преимущественно рыжей масти. Спокойные и безотказные работники, они одинаково пригодны для упряжки и верховой езды и исключительно выносливы.