D I S C O V E R Y
 

Как мы отличаем человеческое лицо от его имитации?

 

Анализируя лицо (или что-то на него похожее), полушария мозга работают по-разному: левое собирает признаки, которые соответствуют лицу или не-лицу, а уже правое относит объект к одной из двух категорий.

 

«Старик-гора» в Нью-Гэмпшире (США). Сочетание гранитных выступов на горе Кэннон создаёт иллюзию человеческого лица.

«Старик-гора» в Нью-Гэмпшире (США). Сочетание гранитных выступов на горе Кэннон создаёт иллюзию человеческого лица. (Фото Jeff Wignall.)

 

Как мы отличаем человеческое лицо от его имитации? Вокруг нас достаточно антропоморфных объектов, выглядящих а-ля «точка-точка-огуречик», но мы никогда не спутаем прихотливый узор на камне или дереве с человеческим лицом. Очевидно, мозг накапливает данные об объекте, которые говорят о его «лицеобразности», и на основании такой информации решает, отнести ли объект к категории человеческих лиц.

Как выяснили учёные из Массачусетского технологического института (США), выполнение такой операции основано на функциональной асимметрии полушарий мозга. Предыдущие исследования показали, что нейроны так называемой веретеновидной извилины включаются в ответ на зрительные импульсы, возникающие при созерцании человеческого лица. Умение распознавать лица оказалось чрезвычайно важным в эволюции человека, без этого было бы невозможно развитие социальных навыков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что под соответствующие зрительные ощущения в головном мозгу выделена целая структура.

Чтобы понять, как именно мозг отличает лицо от не-лица, исследователи предложили участникам эксперимента ряд изображений с возрастающей «лицеобразностью». То есть картинки менялись от просто антропоморфных изображений до фотографий, где обычные лица трудно разглядеть, а участники эксперимента должны были относить изображение к одной из двух категорий — лицо и не-лицо.

Естественно, активность мозга при этом оценивалась с помощью фМРТ. И, как пишут учёные в журнале Proceedings of the Royal Society B, активность правого и левого полушарий при этом оказывалась очень разной. Правая веретенообразная извилина одинаково реагировала на все настоящие лица, однако как только появлялась картинка с не-лицом, активность извилины резко менялась. И, что важно, как бы антропоморфное изображение ни напоминало настоящее лицо, активность правой веретенообразной извилины оставалась прежней, соответствующей не-лицу.

 

«The Face» — «Лицо»: Фотография, сделанная станцией Викинг-1 в 1976 году

«The Face» — «Лицо»: Фотография, сделанная на Марсе станцией Викинг-1 в 1976 году.

В левом полушарии ситуация была иной: здесь реакция извилины постепенно менялась по мере того, как изображение становилось всё более похожим на человеческое лицо. И никакого изменения в активности левой извилины при переходе между лицом и не-лицом не наблюдалось. То есть левая извилина накапливает данные, а окончательный вердикт выносит правая, которая относит увиденное к той или иной категории.

До сих пор функциональная разница в работе полушарий отмечалась преимущественно в речевой активности и в восприятии и анализе окружающего пространства. Эта работа одной из первых указывает на такое разделение труда между полушариями при анализе зрительной информации. По словам авторов, им удалось даже засечь временной интервал между активностью левой и правой извилин, как если бы левая половина передавала накопленные данные правой для анализа. Впрочем, чтобы удостовериться, что это не погрешность метода фМРТ, а действительно особенность работы мозга, авторы собираются подтвердить результат с помощью других методов.


Источник: web.mit.edu

29-12-2011 | Просмотров: 8717
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать