По мнению китайских специалистов, их открытие поможет объяснить неравенство когнитивных способностей у тех, кто страдает определенными наследственными заболеваниями. К примеру, при дислексии человек с нормальным IQ не может овладеть навыком чтения, а страдающий синдромом Вильямса имеет низкий IQ, но отличные лингвистические навыки.
Для исследования были отобраны 102 пары монозиготных и 71 пара дизиготных близнецов 7–19 лет. У однояйцовых братьев и сестер гены совпадают на 100%, а у двуяйцовых — только на 50%. Всем испытуемым демонстрировались (на компьютерном экране) черно-белые изображения 20 разных лиц, картинки менялись ежесекундно. Затем участникам показали набор из 30 снимков: 10 из них близнецы видели в первой части эксперимента, а 20 были новыми. Подопытные должны были отобрать фотографии уже виденных лиц.
Оказалось, что близнецы из монозиготных пар справляются с задачей одинаково, а у двуяйцовых братьев и сестер результаты были различными. 39% различий в показателях ученые отнесли к генетическим эффектам.
Дальнейшие тесты подтвердили, что эта разница касается только узнаваемости лиц. В остроте зрения, общей способности распознавать предметы, памяти и прочих когнитивных функциях у близнецов особых различий не было.
В ходе третьего эксперимента, проводившегося на 321 студенте, выяснилось, что способность распознавать лица не коррелирует с IQ. Это значит, что за формирование данного навыка и за IQ отвечают разные гены.
Сейчас ученые проводят серию исследований, чтобы выяснить, наследуются ли и зависят ли от общего интеллекта и других когнитивных функций такие способности, как распознавание речи, осмысление цифр и навигация.