D I S C O V E R Y
 

Пелорус Джек: дельфин, который сопровождал корабли

 

Северная оконечность Южного острова Новой Зеландии представляет собой цепь заливов и проливов, и в пределах этой сложной береговой линии лежит узкая и коварная полоса воды, называемая Французским проходом (англ. French Pass). Корабли избегают его, потому что течение здесь настолько сильное, что оно может легко разбить их о скалы. Самая первая попытка европейцев пройти через это узкое место едва ли не закончилась катастрофой.

Французский адмирал Жюль Дюмон д'Юрвиль, составляя карту побережья Южного острова в 1827 году, приказал своему штурману войти в проход. Расположенный между островом Рангитото ки те Тонга, также известным как остров Д'Юрвиль (названный в честь адмирала), и материковым побережьем, Французский переход может помочь сократить около 15 миль расстояния. Альтернативный вариант – обойти остров Д'Юрвиль и проплыть через суровые квадратные волны.


Серый дельфин, вид, к которому принадлежал Пелорус Джек

Когда судно д'Юрвиля под названием «Астролябия», грозный военный корабль французского флота, приблизилось к самой узкой части пролива, его качнуло в сторону, и образовавшаяся волна погнала его к скалистому берегу. Пока экипаж пытался восстановиться контроль над кораблём, «Астролябия» дважды ударилась о скалы и была выброшена на риф. После этого инцидента д'Юрвилб решил, что никто не должен пытаться проплыть через Французский проход, кроме как в крайних случаях.

Более шестидесяти лет спустя Французский проход стал естественным маршрутом для кораблей, курсирующих между Веллингтоном и Нельсоном. Нет, корабли не стали плавать лучше, и моряки не приобрели больше умения. Французский переход по-прежнему оставался таким же суровым и опасным, как и прежде. Так что же изменилось? Появился дельфин, который в течение следующих двадцати четырёх лет добровольно сопровождал суда через опасные воды.


Редкая фотография Пелоруса Джека (фотограф Эдгар Уорвик)

Пелорус Джек был серым дельфином (Grampus griseus), вид, который очень редко встречается в водах Новой Зеландии. Его пол так и не смогли установить, однако, судя по размерам, это, скорее всего, был самец. Впервые Джека увидели в 1888 году, когда он появился перед шхуной, приближавшейся к Французскому переходу. История гласит, что экипаж шхуны сначала хотел выпустить в него гарпун, но испуганная жена капитана отговорила их. Затем Пелорус Джек продолжил вести корабль по узкому каналу, оставаясь рядом с кораблем в течение 12 часов. И в течение многих лет после этого он безопасно вёл почти все корабли, которые проходили мимо.

Джек не любил корабли с деревянными корпусами или парусные суда, но быстроходные пароходы со стальными корпусами привлекали его. Считалось, что Джеку нравилось кататься на волне, создаваемой носом корабля, а лучше всего она получалась у судов со стальным корпусом.


Пелорус Джек (фотограф А. Питт)

Пелорус Джек был назван в честь пролива Пелорус, в котором он обычно плавал в ожидании кораблей, направляющихся к Нельсону. Джек проплывал на волне, генерируемой носом судна, восемь километров до самого устья Французского перехода, и никогда не выходил за его пределы. На обратном пути он встречал корабли, когда они выходили из прохода, оставаясь с ними до самого Клей-Поинта, где он снова исчезал.

В 1904 году пассажир на борту судна «Пингвин» вытащил пистолет и попытался застрелить Пелоруса Джека. Преступник был арестован, но поскольку закона о защите дельфинов на тот момент не существовало, его пришлось отпустить. После публичного возмущения в том же году был издан приказ, запрещающий причинять вред Пелорусу Джеку или любому другому представителю его вида в проливе Кука и прилегающих водах. Легенда гласит, что после инцидента Пелорус Джек отказался сопровождать пароход «Пингвин» через опасные воды. Пять лет спустя судно ударилось о скалы и затонуло, унеся жизни 75 пассажиров. Это была самая страшная морская катастрофа Новой Зеландии в 20-м веке.

 

 

С годами слава Джекса росла, и многие пассажиры выбирали маршрут Нельсон-Веллингтон только ради того, чтобы увидеть его. К ним относились такие известные личности, как американский писатель Марк Твен и английский писатель Фрэнк Буллен. Один турист в 1906 году написал письмо в Daily Mail с описанием увиденного зрелища.

«За последние двадцать лет ни один пароход не проходил через этот пролив без сопровождения, большой белой рыбы, наполовину акулы, наполовину дельфина, называемой Пелорус Джек... Сначала он выпрыгивает из воды вдалеке, но через несколько мгновений он уже плывёт прямо перед носом корабля. Иногда он остаётся всего на несколько мгновений, выпрыгивая из воды и плывя прямо перед судном; затем он исчезает из поля зрения. Но в других случаях он остаётся на целых десять минут. Говорят, что он никогда не приближается к парусным судам или пароходам с деревянным дном; но независимо от того, каким путём пароход пересекает пролив и когда, днём или ночью, Пелорус Джек всегда появляется, чтобы выполнить свои обязанности лоцмана».

Последний раз Пелоруса Джека видели в 1912 году. Ходили разные слухи: одни говорили, что его убил экипаж проходящего мимо норвежского китобойного судна; другие утверждали, что он угодил в двойной винт другого корабля. Но он, вероятно, умер от старости. Средняя продолжительность жизни серого дельфина составляет от 25 до 30 лет, так что время Джека уже пришло. На более позднем этапе своей жизни Джек определённо стал медлительным, и пароходы часто снижали скорость, чтобы их стареющий спутник мог поспевать за ними.


Вид на Французский проход

О предполагаемой смерти Джека писали газеты не только в Новой Зеландии, но и в Англии и Америке, хотя многие западные издания относились к этому сообщению с иронией.

«Я встретил Пелоруса Джека ещё в 1886 году. Это был умный молодой дельфин, ослепительно голубого и белого цвета, – писала газета New York Times. – Он определённо был самой благородной рыбой, которую я когда-либо встречал».

Джека также восхваляли. В его честь был назван шоколадный батончик, и есть очень популярный шотландский кантри-танец «Пелорус Джек». Два бульдога, названные Пелорус Джек I (1913-1916) и Пелорус Джек II (1916-1919), служили талисманами «Новой Зеландии», военного крейсера Королевского флота.


Источник: amusingplanet.com

26-07-2020 | Просмотров: 2808
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать