D I S C O V E R Y
 

Птицы, которые не умеют летать

 

Вот несколько птиц, которые не умеют летать.

Например ...

Баклан

А это Галапагосский нелетающий баклан. Птица из отряда пеликанообразных, семейства баклановых. Баклан, единственная птица из семейства, которая полностью утратила способность к полету. В результате он достигает довольно больших размеров, являясь крупнейшим видом бакланов на Земле. Из-за отсутствия способности летать эти птицы являются легкой добычей для занесенных хищников, таких как собаки, коты, крысы и кабаны. Сегодня существует лишь около 1600 особей этого вида.

Внешне бакланы напоминают уток, отличаются лишь короткими, словно обрубленными крыльями

 

Так как нелетающий большой баклан не может переплыть с материка до островов (при ловле рыбы он никогда не отплывает более чем на 100 метров от берега), возникает вопрос: откуда он мог взяться? Дарвин предположил, что он произошел от больших бакланов, прилетевших на острова, и постепенно утратил свою способность летать. Теперь мы понимаем, что такие изменения произошли в результате мутации или ошибки генетического копирования. Данная мутация могла бы стать губительной для птиц, но стала выгодной для больших бакланов, обитающих именно на этом острове.3

Эта ситуация напоминает нам историю с нелетающими жуками на ветреных островах. Такие жуки могут выжить там с большей вероятностью, в то время как летающие жуки могут быть унесены ветром далеко за пределы островов. Или, возможно, это просто пример уменьшения влияния естественного отбора - без присутствия хищников на материке и с изобилием пищи в море, потеря умения летать не столь критична, как и потеря зрения пещерными жителями с течением поколений.5 В любом случае, это не пример эволюции; мутация у большого баклана, в результате которой он утратил способность летать - это пример утраты генетической информации. «Эволюция в действии» требует изменений, которые приводят к появлению новой генетической информации.

Тристанский пастушок


В южной части Атлантического океана на острове Неприступном, принадлежащем архипелагу Тристан-да-Кунья. площадью чуть более 10 км обитает самая маленькая нелетающая птица — тристанский пастушок. Этот вид весит обычно около 30 граммов и имеет длину 17 см. Здесь, на Неприступном, птице совсем не угрожают хищники.

Тристанские пастушки распространены по всему острову, однако предпочитают жить небольшими группами на открытых пастбищах и прятаться в папоротниковых кустах. В сезон размножения, с октября по январь, можно увидеть гнездо тристанского пастушка. Оно аккуратно построено из растений и скрыто под плетеным навесом. А чтобы пробраться через густую растительность к своим гнездам, маленькие птички делают своеобразные травяные тоннели длиной до 50 см. Тристанские пастушки питаются насекомыми, но не откажутся и от ягод или семян.

Ранее на Земле обитали ещё более маленькие, чем тристанский пастушок, нелетающие птицы. Так, на острове Стивенс обитали стефенские кустарниковые крапивники. Их место обитания также было свободно от хищников до тех пор, пока там не появился кот смотрителя маяка и погубил весь вид.

Экологи опасаются, что и у тристанского пастушка тоже могут появиться враги, которые истребят его небольшую популяцию. Но сегодня этим птицам угрожают только периодические затопления их гнезд.

Какапо

Эта крупная птица — какапо, или совиный попугай, (Strigops habroptilus) — единственный попугай, который в процессе эволюции разучился летать. Он обитает лишь в юго-западной части Южного острова (Новая Зеландия), где прячется в глухих зарослях леса. Именно там, под корнями деревьев, этот попугай устраивает себе нору. В ней он проводит целый день и лишь после захода солнца выходит оттуда, чтобы отправиться на поиски пищи — растений, семян и ягод.

До открытия Южного острова европейскими поселенцами у совиного попугая не было естественных врагов. И поскольку у птицы не было нужды спасаться от кого-либо, она просто утратила способность к полетам. Сегодня какапо умеет лишь планировать с небольшой высоты (20−25 метров).

В то же время совиные попугаи обитали по соседству с маори, коренными жителями островов Новой Зеландии, которые охотились на них, но отлавливали ровно столько птиц, сколько могли съесть. Тогда какапо был довольно многочисленным видом, но маори начали вырубать участки леса для того, чтобы на освободившейся земле выращивать сладкий картофель «кумара», ямс и таро (клубни этого тропического растения употребляются в пищу). Таким образом они невольно лишали попугаев их места обитания.

Численность совиного попугая постепенно уменьшалась, но в критической опасности птицы оказались с приходом европейских поселенцев, которые привезли с собой кошек, собак, горностаев и крыс. Взрослым какапо удавалось спасаться от новых хищников, однако им было не под силу уберечь свои яйца и птенцов. В итоге, к 50-м годам XX века на острове осталось всего лишь 30 совиных попугаев.

С того момента полностью запретили охоту на какапо и вывоз их из Новой Зеландии. Некоторых особей ученые поместили в заповедники и начали собирать их яйца, чтобы уберечь от хищников. В специально отведенных помещениях яйца какапо подкладывали под кур-наседок, которые высиживали их, как свои собственные. Сегодня уникальная птица занесена в Красную Книгу. Её численность перестала уменьшаться и даже начала понемногу увеличиваться.



23-06-2016 | Просмотров: 9980
 
Тэги: Птицы
Комментарии Комментировать
 
Комментировать