D I S C O V E R Y
 

Дянь-цуй, или тянь-цуй - «усеянный зимородками»

 


Фрагмент украшения для волос, изготовленного в Китае в конце XVIII — начале XIX века Фото с сайта Национального музея Шотландии nms.ac.uk.

Перед вами фрагмент украшения для волос, изготовленного в Китае в конце XVIII — начале XIX века. Он изображает феникса и инкрустирован перьями зимородка — этот стиль носит название дянь-цуй, или тянь-цуй (см. Tian-tsui), что в буквальном переводе означает «усеянный зимородками». Техника восходит к периоду Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.) и стала очень популярной во времена империй Тан и Сун (618–1279 гг.), достигнув наивысшего расцвета в период империй Мин и Цин (1368–1912). И прекратила свое официальное существование после китайской революции 1940-х годов, хотя кое-где на юге Китая и сейчас существуют отдельные мастерские, несмотря на охранный статус зимородков в стране.


Украшение для волос с фениксами после реставрации, вид спереди и сзади. Фото с сайта blog.nms.ac.uk

Птицы и перья в Китай импортировались с территорий нынешнего Южного Китая, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи и Шри-Ланки. Особенно ценились перья красноносого зимородка (Halcyon smyrnensis) из Камбоджи, имевшие самые яркие оттенки от ультрамаринового до бирюзового. Экспорт был настолько велик, что торговля с Китаем внесла вклад в богатство Кхмерской империи — на вырученные деньги, например, были построены великолепные храмы в Сиемреапе, включая знаменитейший Ангкор-Ват. Мастера дянь-цуй также использовали перья ошейникового (Halcyon pileata), синеухого (Alcedo meninting) и обыкновенного зимородков (Alcedo atthis). Ими инкрустировали заколки для волос, головные уборы, веера, панно, ширмы и другие предметы.

Техника была сложной и филигранной. Сначала нужно было вырезать необходимые фрагменты пера: у зимородков значительная часть пера серо-черная и переливается оттенками синего только на кончике.


Оперение обыкновенного зимородка и три основных типа перьев. A — у зимородка оранжевая грудь, циановые перья на спине и синие перья на хвосте (рулевые перья). B — перья спины и хвоста. C — оранжевое перо груди. D — перо спины с циановым кончиком. E — перо хвоста, по большей части синее. Длина масштабных отрезков: 5 см (A), 0,2 см (B), 1 см (C–E). Фото из статьи D. G. Stavenga et al., 2011. Kingfisher feathers — colouration by pigments, spongy nanostructures and thin films

Затем тыльную сторону фрагмента приклеивали к специальной панели, наносили клей на обратную сторону, после высыхания клея отделяли перо от панели ножом. Такая методика защищала перья от рассыпания и облегчала их обрезку до нужной формы. После этого перья клеили на подготовленную основу из позолоченного серебра. Как показал масс-спектрометрический анализ тиары времен династии Цин, использовался клей из бычьего коллагена, который получали путем длительного кипячения соединительной ткани из кожи, костей и хрящей животного.


Тиара, выполненная в технике дянь-цуй с изображением дракона и феникса и ее поврежденный фрагмент, с которого брали пробы для анализа. Династия Цин, 1776–1839 гг., коллекция Народного музея Тан, Гонконг. Высота тиары — 19,5 см, диаметр — 21 см. Фото из статьи Z. Zhu et al., 2018. Mass Spectrometric Identification of Adhesive Utilized in a Tian-tsui Tiara of the mid-Qing Dynasty (1776–1839 CE) in the Collection of the Tang Clan Folk Museum

Цвет перьев мог корректироваться для получения желаемого эффекта. Для этого использовали цветные фоны, а также добавляли пигменты в клей. Это хорошо изучено на примере подвесной ширмы, датируемой XVII–XVIII вв. и хранящейся в Дворцовом музее Пекина (Palace Museum). Из-за редкости материала и сложности процесса технику дянь-цуй обычно использовали для изготовления небольших предметов. Однако ширма довольно большая — шириной 79,5 см и высотой 113 см. На ней изображены две птицы на фоне деревьев, цветов и земли. Тела птиц, листья и цветы выполнены из голубых перьев зимородка, камни, на которых сидят птицы, а также клювы, полосы на крыльях и шапочки — из фиолетовых перьев зимородка. Ствол дерева выполнен из коричневых пуховых перьев (вид определить не удалось) и покрыт толстым слоем карбоната кальция для создания рельефа. Земля сделана из темных радужных перьев павлина.


Подвесная ширма из перьев с узором в виде птиц и цветов, XVII–XVIII вв., Китай. Дворцовый музей в Пекине. Фото из статьи An Gu et al., 2021. Analytical investigation of the feather decoration technique of a seventeenth to eighteenth century Chinese imperial hanging screen

Чтобы подчеркнуть голубой оттенок и текстуру перьев, мастер использовал черный фон, для яркости фиолетового оттенка — красный. Фоном для перьев павлина послужила серебряная фольга, окрашенная желтым клеем в золотой цвет. При этом окрашивался также и клей — сажей в черный, красной охрой — в красный. Помимо цветной подложки для настройки цвета мастер манипулировал изменением промежутка между бородками перьев. Например, на клюве птиц они расположены более редко, так что становится сильнее видна красная подложка, соответственно клюв выглядит красным.

Перья зимородка не выцветают с годами благодаря тому, что цвет их обусловлен не пигментами (известно, что, например, каротиноиды со временем разрушаются), а микроструктурой пера — это структурная окраска. У обыкновенного зимородка оранжевая грудь, преимущественно циановая спина и синий хвост, на крыльях и голове сочетаются синие и сине-зеленые перья. Перья сильно перекрываются и имеют цвет только на кончиках, которые выступают из оперения. Остальная часть пера серо-черная. У перьев синих оттенков имеют цвет только бородки перьев, тогда как очин и бородочки беловатые или серые (у оранжевых перьев бородочки окрашены). Бородки таких перьев имеют квазиупорядоченную (то есть упорядоченную, но только чуть-чуть) губчатую структуру, которая отражает свет разных длин волн, создавая эффект иризации. Все бородки имеют кортекс — оболочку толщиной несколько микрометров. Она дополнительно отражает свет, особенно когда перья освещаются косыми лучами.


Микроструктура перьев обыкновенного зимородка в изображении сканирующего электронного микроскопа. Слева — продольный срез бородки оранжевого пера груди при разном увеличении; бородка состоит из полых клеток, на стенках которых заметны гранулы пигмента. Справа — срез бородки синего хвостового пера; клетки имеют губчатую структуру и крупную вакуоль, окружены оболочкой — кортексом. Длина масштабных отрезков: 50 мкм (A, D), 5 мкм (B, E), 2 мкм (C, F). Фото из статьи D. G. Stavenga et al., 2011. Kingfisher feathers — colouration by pigments, spongy nanostructures and thin films

Благодаря этому оперение зимородка так красиво переливается на свету, вызывая желание обладать чем-то подобным. К счастью, теперь считается неприемлемым убивать или ощипывать зимородков, и перья заменяются перегородчатой эмалью сходных оттенков.


Приколка для прически. Китай, начало XIX века. Латунь, сердолик, перья зимородка, инкрустация. Государственный музей Востока. 



17-09-2023 | Просмотров: 315
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать