D I S C O V E R Y
 

Первый динозавр

 


Скульптура мегалозавра (Megalosaurus bucklandii) в парке Хрустального дворца в−Лондоне.

Перед вами скульптура мегалозавра (Megalosaurus bucklandii) в парке Хрустального дворца в−Лондоне. Мегалозавр в переводе с греческого означает «огромный ящер». Каждый год сотни туристов посещают парк, чтобы увидеть несколько десятков огромных скульптур, выставленных вокруг озера Лоуэр (см. Crystal Palace Dinosaurs). Изображенные животные огромны, но с трудом узнаваемы, что неудивительно: больше полутора веков назад, в 1852 году, у человечества были весьма смутные представления о том, как выглядели динозавры и другие доисторические рептилии, населявшие Англию в мезозойскую эру. И всё же парковые скульптуры, изрядно побитые временем, но не так давно отреставрированные, смотрятся довольно любопытно — если не с научной, то с эстетической точки зрения.


Общий вид на выставленные скульптуры: из вод озера торчат фигуры ихтиозавров и плезиозавров, а на берегу видны огромные динозавры. Фото © Nick Richards с сайта en.wikipedia.org

Динозавров среди выставленных скульптур немного: из пятнадцати родов изображенных животных к «ужасным ящерам» относятся только три. Больше всего похож сам на себя гилеозавр (Hylaeosaurus armatus), напоминающий гигантскую игуану: по крайней мере, в том, что этот небольшой панцирный динозавр передвигался на четырех ногах и был покрыт шипами, ученые не сомневаются до сих пор.


Чистка скульптуры гилеозавра. Фото с сайта pinterest.es, 1927 год

Чуть меньше повезло многострадальному игуанодону (Iguanodon bernissartensis): мало того что в виде парковой скульптуры он выглядит уж очень грузным, так еще и шип большого пальца разместили на носу, как рог у носорога (между прочим, по указанию Ричарда Оуэна, одного из самых маститых палеонтологов своего времени).


Скульптуры игуанодонов в парке Хрустального дворца. Фото с сайта flickr.com, 25 мая 2015 года

Однако хуже всего прошел проверку временем третий вид динозавров — мегалозавр. В оправдание Ричарда Оуэна и скульптора Бенджамина Хокинса стоит отметить, что на тот момент в руках палеонтологов находился крайне скудный материал: сохранились лишь обломок нижней челюсти, таз, бедренные кости, несколько позвонков и единственное ребро. Сегодня, зная о строении тела большинства тероподов, или хищных динозавров, ученые могут без проблем восстановить внешность животного и по куда меньшему количеству окаменелостей: например, китайский шаочилун (Shaochilong maortuensis) описан лишь по обломкам черепа и горстке позвонков, а у австралийского австраловенатора (Australovenator wintonensis) кости конечностей вообще оказались раздроблены. Конечно, случаются в этом правиле исключения — например, мало кто мог предсказать стопохождение теризинозавра или способность спинозавра (Spinosaurus aegyptiacus) передвигаться на четырех конечностях. Но в целом у теропод форма тела гораздо более однообразна, чем, к примеру, у современных хищных млекопитающих.

Однако в 1852 году ни одного полного скелета хищного динозавра обнаружено не было, и первые предположения о том, что эти ящеры могли передвигаться на двух ногах, появились спустя еще шесть лет, после находки первого полного скелета динозавра в Северной Америке. Вскоре после этого фокус изучения доисторических животных сместился за океан — ведь там, в отличие от Англии, всё еще находились обширные слабоизученные регионы, где таилось множество великолепно сохранившихся скелетов, — и после первоначального подъема интерес к английским динозаврам резко пошел на спад. Как итог, несколько планируемых скульптур Хокинса так и не были закончены из-за урезанного финансирования, а уже к концу XIX века реконструкции были признаны устаревшими: видный американский палеонтолог Отниел Чарльз Марш, участник знаменитых «Костяных войн», пренебрежительно отзывался о британских скульптурах. К 1936 году, когда пожар уничтожил Хрустальный дворец, фигуры доисторических ящеров уже вовсю зарастали мхом, и только в 2001 году, после масштабной реконструкции, они вновь показались из зарослей кустарника.


Реконструкция мегалозавра, выполненная Оуэном в 1854 году: исходя из строения таза, ученый правильно предположил, что ноги животного должны находиться не по бокам туловища, как у ящерицы, а под ним, как у млекопитающего, так что конечная реконструкция напоминает нечто среднее между крокодилом и медведем. Рисунок с сайта commons.wikimedia.org

К слову, кости, которыми располагали Хокинс и Оуэн, вероятно были не первыми окаменелостями мегалозавра: за два столетия до создания скульптур Хрустального дворца люди находили отдельные зубы и обломки костей динозавров, а в 1677 году была описана часть бедренной кости неизвестного животного, которую пытались приписать то римскому боевому слону, то библейскому гиганту. В дальнейшем кость была утеряна, но сохранился достаточно подробный рисунок, на основании которого некоторые специалисты идентифицируют окаменелость как принадлежащую мегалозавру.

Любопытно, что тому самому обломку бедренной кости было дано латинское название, которое можно считать первым видовым названием динозавра. Спустя сто лет после обнаружения, в 1763 году, английский ученый Ричард Брукс (Richard Brookes) в своей «Системе естественной истории» использовал гравюру загадочной кости, под которой появилась подпись «Scrotum humanum», что в буквальном переводе означает «человеческая мошонка» (причем вполне вероятно, что автором нескромного названия был не сам Брукс, а его иллюстратор). И всё бы ничего, если бы в 1970 году впервые не всплыло, что по сути «Scrotum humanum» можно считать биномиальным названием, данным по правилам линнеевской систематики, так что утерянный фрагмент бедренной кости следует признать голотипом, а мегалозавра переименовать в скротума. К счастью, от не самого приличного названия древнего ящера уберегли два факта: во-первых, название «Scrotum humanum» было использовано для его описания лишь единожды, и в последующих работах не упоминалось, что позволяет признать его nomen oblitum, «забытым именем», от которого отказались в пользу другого названия. Во-вторых, рисунка обломка бедренной кости может быть недостаточно для определения животного до рода, и на самом деле «Scrotum humanum» могла принадлежать другому крупному тероподу, с которым мегалозавр делил среду обитания.


Та самая «человеческая мошонка» рядом с обложкой книги, в которой гравюра была впервые опубликована еще без скандальной подписи. Несмотря на качество изображения, ученые не могут точно сказать, что кость принадлежала именно мегалозавру: в конце концов, в Северной Америке того периода на одной и той же территории могли уживаться несколько видов хищных динозавров, так что не исключено, что и у мегалозавра были «соседи по цеху». Слева — рисунок с сайта blog.biodiversitylibrary.org, справа — с сайта commons.wikimedia.org

После официального описания в 1824 году (видовое название ящер получил в честь британского геолога и палеонтолога Уильяма Баклэнда) мегалозавр стал, как это часто водилось за первыми динозаврами, «мусорным таксоном», «родом по умолчанию», к которому относили все обнаруживаемые окаменелости теропод. В конце концов число «видов» мегалозавра разрослось до совершенно неприличных размеров, включив несколько десятков окаменелостей из Европы, Африки и Северной Америки. К счастью, спустя годы палеонтологи всё же разгребли устроенный предшественниками бардак, и теперь в роду мегалозавр один-единственный валидный вид — собственно Megalosaurus bucklendii, тогда как его бывшие «соплеменники» называются маджунгазаврами (Majungasaurus), дилофозаврами (Dilophosaurus) и кархародонтозаврами (Carcharodontosaurus).

Несмотря на раскопки в английских шахтах, продолжавшиеся десятилетиями, всё еще не был найден ни один полный скелет мегалозавра, и даже о размерах животного среди палеонтологов ведутся споры. В целом, это был крупный динозавр, длиной от 6 до 9 метров и весом от 750 килограммов до тонны с лишним. Вероятно, внешне ящер напоминал своего близкого родственника, торвозавра (Torvosaurus), найденного в Северной Америке, но был несколько изящнее него. Добычей этому хищнику могли служить разнообразные зауроподы и стегозавры, а вот игуанодоны, с которыми он делит «среду обитания» в лондонском парке, попасть к нему на обед никак не могли, потому как появились на территории Великобритании спустя почти 20 миллионов лет после вымирания последнего мегалозавра.


Мегалозавр был доминирующим хищником юрского периода: мелким хищным динозаврам, летающим птерозаврам и даже примитивным родственникам современных млекопитающих приходилось дожидаться своей очереди в стороне. Рисунок © Mark Witton с сайта markwitton-com.blogspot.com

Таким образом, будучи довольно обычным при жизни, мегалозавр стал весьма знаменит после смерти. Его история в очередной раз доказывает, какой непростой путь могут пройти исследователи, продвигаясь к истине, и причудливо-нелепые фигуры в парке Хрустального дворца, смешные сегодня, но бывшие вершиной научной мысли в середине XIX века, — наглядное тому доказательство.



30-11-2022 | Просмотров: 359
 
Тэги: Динозавры
Комментарии Комментировать
 
Комментировать