D I S C O V E R Y
 

Путешествие муравья

 


Нна фото Павла Корзуновича муравей сидит на пяденице, а не листовертке, как в мультфильме

Фотографу Павлу Корзуновичу повезло наблюдать в природе некоторые сюжеты из сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил» — например, муравья, сидящего на гусенице, повисшей на шелковой нити. Режиссер-мультипликатор Эдуард Васильевич Назаров, работая над мультфильмом «Путешествие муравья», вдохновлялся сказкой Бианки, а также самой природой. Как он сам рассказывал: «Валялся в траве и смотрел, как там кто передвигается. Тут кого-то едят, а тут кто-то кого-то любит, что-то тащат, кто-то недоеденный лежит...». Взяв за основу последовательность событий и основных персонажей из сказки, приправив почерпнутыми знаниями о насекомых из «Жизни животных» Брема и вдохновившись картинами художника-примитивиста Анри Руссо, Назаров сотворил гениальное (по моему скромному мнению) произведение. В этом году мультфильму «Путешествие муравья», который вышел в 1983 году, исполняется 40 лет.

Мультфильм «Путешествие муравья»

До сих пор это один из любимых мультфильмов у многих взрослых и маленьких зрителей. Его даже используют на уроках биологии в школах как дополнительный материал. Давайте и мы попробуем, опираясь на мультфильм, узнать что-то интересное из мира насекомых (и не только). Здесь нет музыкального сопровождения, но зато с первых секунд титров можно начинать учить голоса птиц: громче всех запевает певчий дрозд (послушайте его голос также здесь), слышно также обыкновенную кукушку, зябликапеночку-теньковку (послушайте ее теньканье здесь). На третьей минуте начинает петь флейтой иволга. В конце после захода солнца запевает соловей. Затем мы слышим ворчание и нам показывают гусеницу бабочки-листовёртки, сидящую на листе березы. Гусеницы листоверток скручивают вокруг себя лист растения-хозяина, скрепляют паутиной и в таком защищенном укрытии спокойно поедают растительные ткани. Они действительно зеленого цвета, с восемью парами ног, но вот черными рожками не обладают. Зато такие бывают у ряда других гусениц.

Гусеница листовертки заворачивает лист

«И чего не сидится дома? Рыжий какой! И чего он сюда залез? Уж спать пора» — причитает гусеница (кстати, всех персонажей озвучил сам режиссер), недовольная забравшимся на соседний лист рыжим лесным муравьем. И рыжий он в устах ворчуньи не только из-за внешности: «Рыжий — традиционно в литературе и драматическом искусстве образ чудака, героя, отличающегося от других. Тем самым гусеница намекает на странность в поведении муравья».

Тем временем под березой кипит жизнь: муравьи-собратья главного героя спешат домой, несут в муравейник растительную ветошь, заделывают входы, загоняют домой «стадо» тлей. Мимо летят в улей с корзиночками, полными пыльцы, пчелы. Зазевавшись, муравьишка не заметил, как березовый листок оторвался и понес его в неизвестном направлении. Не обращая внимания на полет бескрылого муравья, внизу другие насекомые занимаются своими делами: неопытный зеленый кузнечик, например, признается в любви короткоусой даме из семейства саранчовых, грызущей травинку, жужелица пытается вытянуть из земли дождевого червя.

Упав на землю и повредив ногу, муравьишка безуспешно пытается просить помощи в доставке домой (как справился бы здоровый муравей, читайте в ответе на детский вопрос Что будет делать муравей, если окажется далеко от муравейника?) самых разнообразных жуков (жужелиц, усачейлистоедов), отчаянными угрозами укусить (а кусаются муравьи больно) напугал группу жуков-слоников, отшатнулся от клопа-щитника, также известного как клоп-вонючка благодаря выделению пахучих веществ из специальных желез (они состоят в основном из альдегидов и алканов и защищают насекомых от хищников, а также играют роль феромонов для привлечения партнера). Дальше муравей случайно наступает на притворяющуюся палочкой гусеницу пяденицы, или землемера (кстати, на фото Павла Корзуновича муравей сидит как раз на пяденице, а не листовертке, как в мультфильме). И она начинает быстро ползти в характерной шагающей манере, изгибая тело петлей вверх — так как ноги у нее располагаются только на передних (три пары грудных) и задних (2–3 пары ложных брюшных ножек) сегментах тела. Движение этих гусениц напоминает измерение длины пядями (расстоянием между указательным и большим пальцами руки), откуда и пошло название семейства.


Вовсе не веточка, а очень даже гусеница. Пяденица Eutrapela. Фото © Jim Moore с сайта marylandbiodiversity.com, США, 9 апреля 2022 года

Дальше нам снова показывают суету муравьев, на пастухов со стадом тлей нападает божья коровка, но муравьи ее прогоняют. Муравьи, как известно, получают от тлей сладкие выделения. А тли — защиту от хищников. Главный герой же по пути встречает земляную блошку, которая случайно попадает в воронку в песке — ловушку хищной личинки муравьиного льва. Пока жучок отчаянно пытается выбраться наверх, а толпа других насекомых, окружив воронку, наблюдает за происходящим с ужасом и восторгом, муравей протягивает блошке спасительную «соломинку».

Личинка муравьиного льва сооружает свою ловушку и поджидает добычу

В благодарность жучок соглашается отвезти муравьишку домой. Земляные блошки входят в подсемейство козявки («От козявки слышу!») семейства листоедов и благодаря хорошо развитым задним ногам с толстыми бедрами невероятно прыгучи (например, Blepharida sacra может прыгать в высоту до 70 см — в 100 раз больше длины своего тела, а прыгун Longitarsus anchusae — в 289 раз больше длины тела). Механизм прыжков земляных блошек представляет собой катапульту и возможен благодаря небольшой эластичной пластинке в задней части бедра, которая действует как спусковой крючок для катапульты, обеспечивая взрывной прыжок и защищая другие структуры от возможных травм.


Прыжок земляной блошки Asiophrida xanthospilota. Фаза I — блошка сгибает задние ноги, прижимая голень к бедру (до тех пор, пока угол между ними не достигнет минимума примерно в 20 градусов), при этом сокращается мышца-сгибатель голени (серая, fm, на схеме). Фаза II — одновременное сокращение мышц-антагонистов внутри бедра: разгибателей (желтые, em) и сгибателей голени; так как разгибатели генерируют большую силу, чем сгибатели, угол между бедром и голенью достигает примерно 60 градусов; эластичная связка (голубая, e.li.), содержащая белок резилин и расположенная между сухожилием мышцы-разгибателя голени (зеленое, MET) и голенью (tibia), накапливает энергию упругой деформации. Фаза III — угол продолжает увеличиваться, эластичная пластинка (темно-зеленая, TFS) смещается, вызывая взрывное освобождение накопленной энергии. Фаза IV — блошка катапультируется в воздух и мышцы начинают расслабляться. Фото и рисунок из статьи Y. Ruan et al., 2020. The jumping mechanism of flea beetles (Coleoptera, Chrysomelidae, Alticini), its application to bionics and preliminary design for a robotic jumping leg, нижняя схема из статьи K. Nadein, O. Betz, 2016. Jumping mechanisms and performance in beetles. I. Flea beetles (Coleoptera: Chrysomelidae: Alticini)

Выдохшись, блошка просит помощи в доставке муравья домой сенокосца: «У него ноги, а ему домой!» Муравей с трудом залезает по длинным ногам на маленькое тельце паукообразного (в это время группа черных муравьев пытается захватить муравейник рыжих, но солдаты мужественно отражают атаку). Муравью сложно удержаться на сенокосце, поэтому последний передает его быстроногой жужелице. Она сперва бежит не в ту сторону, а муравей не может ее укусить из-за прочных надкрыльев (недаром другое название отряда жуков — жесткокрылые). На них прыгает сверху паук, но промахивается. Жужелица закидывает муравья на травинку. И на обратном пути хватает паука мощными мандибулами. Муравей же падает на спину кузнечика, прерывая очередные ухаживания незадачливого любовника.

Далее муравей оказывается на языке жабы, кусает его, наконец-то осуществляя угрозы, падает в воду и оказывается спасен игривыми водомерками — эти клопы свободно скользят по воде в легком танце благодаря волоскам на ногах и силе поверхностного натяжения. На берегу из-под земли вылезает майский жук, который нехотя довозит муравья до той самой березы — прямо к гусенице листовертки, уютно завернувшейся в березовый листок. Тем временем солнце садится, входы в муравейник продолжают закрываться. Тогда муравьишка будит гусеницу, трогая ее своими антеннами, отчего та истошно вопит (записывавший этот крик Назаров на два дня потерял голос), а после укуса прыгает вниз, спускаясь на шелковой нити. А с ней и муравей. Наконец он падает на муравейник, где его встречает солдат, охраняющий вход («Ты что, с Луны свалился? — Нет, с гусеницы»). И под кваканье лягушек наконец муравей входит в дом, закрывая за собой последнюю дверку. Козявка устало вздыхает и прыгает по своим делам. Солнце садится, начинает петь соловей.

Закончить хочу словами специалиста по анимационному кино Сергея Асенина: «интерпретация Назаровым сказки детского писателя В. Бианки — образец поэтически мудрой, полной тончайших нюансов экранизации широко известного литературного материала, ставшего значительно богаче и интереснее в своем мультипликационном варианте. Мир природы, замечательно изображенный на экране, словно раздвинулся, приобрел обычно не свойственную рисованному кино объемность и подлинность. Благодаря продуманному до мельчайших деталей строению кадра, применению непривычных в мультипликации и напоминающих натурную съемку планов и ракурсов, умело использованным записям натурных шумов перипетии надежд и разочарований потерявшегося в огромном царстве насекомых муравья, мечтающего о возвращении домой, и выразительные детали, показывающие отношение к нему других насекомых, приобрели новый, более глубокий и объемный смысл».

Юлия Михневич


10-08-2023 | Просмотров: 523
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать