9 странных профессий, от которых будет зависеть наша жизнь в 2050-х
Области биотехнологий и медицины стремительно развиваются, а с ними и связанные возможности для трудоустройства. Перед вами девять биомедицинских профессий, о которых можно думать уже сейчас и которые будут всецело менять наши жизни через несколько десятков лет. Оглянуться не успеете, а на улице уже 2050 год и что-то происходит.
Как правило, когда задумываются о том, куда могут завести биотехнологии и медицина людей в будущем, люди допускают простейшую ошибку: ориентируются на нынешние достижения и технологии. В действительности все развивается по экспоненте и думать линейно о будущем нельзя. Давайте попытаемся заглянуть в стык этих двух полей. И вот что там можно найти.
1. Специалист по личному микробиому
Мы только-только начали постигать сложность взаимоотношений между людьми и триллионами микроскопических организмов, которые живут на и внутри нас. Однако из того, что узнали ученые до текущего момента, очевидно одно: сообщества микроорганизмов в наших телах играют роль во всем, начиная от массы тела и управления энергией и заканчивая психическим здоровьем.
Первые сканирования химических веществ всего тела на коже человека выявляют, что многие из них являются остатками актуальных продуктов кожи, что вызывает озабоченность, что антропогенные химические вещества нарушают функцию микробиома кожи. Можно представить, что в будущем будет специалист, который будет помогать нам становиться добросовестными «пастухами» нашей микрофлоры.
2. Советник по выбору черт
На прошлой неделе китайские ученые сообщили, что им удалось отредактировать гены человеческих эмбрионов. Исследователи решили побороться с геном, стоящим за β-талассемией, опасным заболеванием крови, с помощью техники CRISPR/Cas9. Исследование представляет собой первую документально зарегистрированную попытку редактирования зародыша человека и возрождает дебаты по поводу этики дополнения человека и «дизайна» младенцев.
Зародышевая модификация в один прекрасный день может использоваться не только для исправления генетических последовательностей, но и добавления новых желательных черт. В долгосрочной перспективе мы сможем подумать практически о том, как урегулировать рынок сделанных на заказ людей и родителей, которые планируют завести генетически модифицированного ребенка. Персональный ассистент по выбору черт может помочь родителям понять правовые пределы редактирования зародыша, а также помочь выбрать наиболее подходящие черты для светлого будущего ребенка.
3. Специалист по адаптации загруженного сознания
Загрузка сознания звучит как чистая научная фантастика. Довольно сложно оцифровать аналоговую книгу, не сделав несколько нежелательных ошибок, так чего ждать от оцифровки самих людей?
Хотя загрузка сознания кажется чрезвычайно сложным делом, некоторые ученые считают ее возможной и вполне осуществимой. Идеи роятся примерно так: если мы сами закодированы в структуре и паттернах активности нашего мозга, значит, в конечном итоге мы сможем охватить и каталогизировать наноструктуру самого мозга. А значит, повторно воспроизводить эти структуры и паттерны активности в другой, более стабильной среде, которая будет равна или круче мясного мозга. Скажем, в компьютере.
Загрузка сознания выдвигалась как возможное будущее состояние для всей человеческой цивилизации. Но она также может быть эффективным средством сохранения самих людей, тела которых были разрушены болезнью, пока будут готовиться новые тела.
Кто знает, какой эффект на человеческое сознание окажет поездка из мяса в кремний и снова в мясо — особенно если человек заново родился в изменившемся до неузнаваемости мире. Новый класс специалистов по повторной интеграции мозга будет инструктировать новоприбывших обо всех изменениях, случившихся в мире, проводить физическую терапию и посвящать в новые культурные нормы. Эти новоприбывшие могли бы даже оставаться на время в домах адаптации — своего рода переходных зонах, где можно будет акклиматизироваться к новому, враждебному или дружелюбному миру.
4. Фермы органов
Нехватка органов уже стала гигантской проблемой на сегодняшний день. Каждый год в США, например, происходит 28 000 трансплантаций, когда еще 120 000 человек стоят в очереди. Подсчитали также, что порядка 35% ежегодных смертей в США можно было бы предотвратить своевременной пересадкой органов. Это и является стимулом для развития лабораторий по выращиванию органов.
Поскольку регенеративная медицина продолжает развиваться, будет улучшаться и наша способность производить недорогие органы массово. Organovo из Сан-Диего является лидером в этой области, благодаря своим разработкам 3D-принтеров, способных печатать органы. Другой подход заключается в создании трехмерной подложки для органа вроде сердца, почек, печени или легких и дальнейшем добавлении стволовых клеток, которые могут вырастить совершенно новый орган для пересадки. Заглядывая в будущее и учитывая интенсивные требования для органов, работа фермера органов может стать весьма востребованной.
5. Дизайнер искусственного белка
Мировой спрос на мясо, рыбу и другие источники белка увеличивается по мере роста размеров и экономического влияния стран вроде Китая. По данным ООН, потребление мяса во всем мире на душу населения удвоилось с 1961 по 2007 год и еще раз удвоится к 2050 году. Глобальный спрос на мясо в сочетании с нехваткой ресурсов вроде воды и пахотных земель порождает внедрение инноваций в пищевой промышленности. Если к 2025 году мясо станет менее доступным или приемлемым, какой белок мог бы прийти на его замену?
Современные стартапы вроде Modern Meadow и Beyond Meat развивают альтернативы выращенному на фермах мясу за счет мяса в пробирке и его заменителей. Если промышленность найдет нужную стезю, спрос на съедобный искусственный протеин — и люди, которые его делают — будет расти и утолять голод нуждающихся.
6. Зоолог вымерших и воскрешенных животных
Ученые по всему миру делают успехи по возвращению вымерших видов к жизни, и, хотя есть миллион важных вопросов и опасений, касающихся этики воскрешения, в будущем этот процесс может быть перспективен для восстановления и сохранения уже находящихся под угрозой исчезновения видов.
Например, однажды по земле бродило множество подвидов слонов, играющих важную роль в экосистеме планеты. Население воскрешенных слонов (или, того лучше, мамонтов) могло бы помочь нам в борьбе с опустыниванием обширных участков земель. Зоолог, занимающийся воскрешением вымерших видов и их восстановлением, также будет заниматься интеграцией этих видов в дикую природу, а также изучением любых возможных непредвиденных обстоятельств, связанных с возвращением давно почивших животных. В том числе и динозавров. Как знать, может, и этих величественных ящеров удастся вернуть в мир.
7. Специалист по обслуживанию биомеханики
С ростом числа технологий, которые интегрируются на и в наши тела, нетрудно предположить рост числа неформальных специалистов, которые будут ремонтировать, модернизировать и поддерживать конкретные кибернетические дополнения нас самих.
Такие «медтехники» могут работать в частных магазинах, посещение которых будет похоже на посещение автомобильного СТО. Представьте себе капитальный ремонт вашего тела, ежегодный техосмотр, «замену масла» или свечей. Сюда могут входить также эмоциональные и психологические аспекты традиционного здравоохранения, а также много других сопутствующих занятий.
8. Кустарный фармацевт
Одним из возможных вариантов стремительного развития персонализированной медицины, недорогого секвенирования генома и быстрого прототипирования препаратов может быть будущее, где будут быстро и по требованию разрабатываться небольшие партии препаратов. Такие «кустарные фармацевты» смогут изготавливать небольшие порции лекарств на основе комплексного понимания генетики индивида, личной истории здоровья, социально-экономической среды, привычек и повседневной рутины, и т. п.
Сегодня изготовление препаратов в частных лабораториях неизбежно вызывает образы преступников и отбросов, которые работают на черный рынок. Завтра независимые производители препаратов могут занять более легитимное (и более терапевтическое) место в экосистеме здравоохранения.
9. Архитектор коннектома
Человеческий мозг содержит порядка 115 000 нейронов на кубический миллиметр, и каждый отдельный нейрон создают до тысячи соединений с окружающими его нейронами. Сложность ткани мозга поражает. А теперь подумайте о том, что средний мозг взрослого человека содержит порядка 1,3 миллиона таких кубиков.
Сказать, что это переплетение адски сложное — ничего не сказать. Задача по отображению этих отдельных входов и выходов — так называемый коннектом человека — является одним из сложнейших технических проектов, на которые замахивались люди.
Но этот проект стоит свеч. Полный коннектом человека может кардинально улучшить наше понимание появления расстройств и отклонений мозга. Также это может способствовать появлению профессионалов в своей отрасли, которые будут проводить нанохирургические вмешательства в мозг человека. Подумайте о коннектоме как о схеме здания. Коннектом может обеспечить руководство по проведению заранее спланированных операций, которые будут перенаправлять нейронные процессы и тем самым убирать нежелательные ментальные характеристики (или активировать желательные).