D I S C O V E R Y
 

Экспедиция «Ледяная глыба» 1959 года

 


Осенью 1959 года трёхтонная глыба льда совершила 8500-километровое путешествие на кузове пикапа от Полярного круга до экватора в Центральной Африке. Путешествие, которое длилось четыре недели, включало в себя поездку через обширную пустыню Сахару при пятидесятиградусной жаре. В течение всего этого времени рефрижераторы не использовались.

Путешествие было рекламным трюком, организованным норвежской компанией Glassvatt, которая производила стекловату и хотела продемонстрировать, насколько хорошим была её продукция.

Идея экспедиции была озвучена прошлой осенью по радио Radio Luxembourg, когда ведущие объявили о поисках того, кто решится перевезти три тонны льда с Полярного круга на экватор. Было поставлено одно условие: нельзя было использовать никакие средства охлаждения. Будучи уверенной в том, что миссия невыполнима, радиостанция объявила о награде в размере 100 тысяч франков за каждый килограмм, который останется от первоначальной глыбы льда в конечном пункте назначения. Это было эквивалентно примерно 17 тысячам долларов за килограмм в переводе на современные деньги.

Биргер Натвик, управляющий директор норвежской компании по производству изоляционных материалов Glassvatt (сегодня она называется Glava AS) услышал объявление и предложил своим сотрудникам принять вызов. Натвик полагал, что если тщательно обернуть лёд стекловатой, то его таяние можно будет свести к минимуму, и компания сможет заработать несколько сотен миллионов франков.

Glassvatt заявила о том, что она принимает вызов, и по всей стране сразу же поднялся шум. Люди спорили о том, сколько льда будет потеряно во время транспортировки, а СМИ спекулировали, сколько денег компания планировала заработать. Когда радиостанция Radio Luxembourg осознала свою оплошность и потенциальные потери, она решила отказаться от предложения. К тому моменту, однако, экспедиция привлекла к себе столько внимания, что Glassvatt всё равно решила довести начатое до конца, поскольку хотела продемонстрировать качество изоляционного материала, который она производила. Другие компании также захотели стать частью этого. Shell предоставила топливо, а Scania – грузовик. Всего экспедицию финансировали спонсоры из восьми стран.

Лёд добыли из ледника Свартисен в сорока километрах к северу от маленького норвежского городка Му-и-Рана, расположенного к югу от Полярного круга. Члены команды при помощи бензопилы вырезали 200-килограммовые блоки и отправили их по воздуху в центр города, где их расплавили и превратили в цельную ледяную глыбу весом 3050 килограмм. Её поместили в специальный железный контейнер, который был изолирован деревом и стекловатой. Этот контейнер погрузили на грузовой автомобиль, который должен был довезти его до экватора, в сопровождении фургона с оборудованием и седана со съёмочной группой.

Экспедиция покинула Му-и-Рана 22 февраля 1959 года.

По всей Европе экспедицию встречали восторженно, где бы она ни останавливалась. В Осло грузовик заполнили 300 килограммами лекарств, которые нужно было доставить в больницу в Ламбарене, недалеко от конечного пункта назначения Либревиля, столицы Габона. Грузовик проехал через Хельсингборг в Швеции и Копенгаген в Дании, где было погружено ещё больше медикаментов, а также через такие европейские города, как Гамбург, Кельн, Гаага и Брюссель. В Париже экспедицию сопровождала полиция, и члены команды были приглашены на обед к мэру.

В Марселе грузовик подняли на борт грузового судна и переправили через Средиземное море. Когда он оказался в Алжире, из контейнера извлекли воду, чтобы посмотреть, сколько льда растаяло. Несмотря на необычайно жаркую европейскую погоду, было получено всего четыре литра.

Первый этап пути, через Европу, прошёл легко. Впереди экспедицию ожидало самое сложное – пески Сахары. Более того, Алжир был охвачен жестокой войной за независимость против французских колонистов. Учитывая обстоятельства, европейская экспедиция сильно рисковала, планируя совершить путешествие через африканскую страну. Тем не менее, в действительности вовсе не это оказалось наибольшим риском. В пустыне не было дорог, и перегруженный грузовик несколько раз застревал в песках. Каждый раз команде приходилось часами проводить под машиной в условиях невыносимой жары. Люди были истощены. Их запасы воды были ограниченными, температура часто поднималась до 50 градусов Цельсия в течение дня.

Наконец, спустя двадцать семь дней, проведённых в пути, экспедиция прибыла в конечный пункт назначения, Либревиль. Глыба льда осталась почти нетронутой – в пути она потеряла всего 336 килограмм, 11 процентов от своего первоначального веса.

Изнурённые члены экспедиции жаждали вернуться домой. Поэтому, когда президент Шарль де Голль заявил, что он лично поприветствует их под Триумфальной аркой, если они вернутся в Париж на грузовике, они с недоверием отнеслись к его словам и полетели на родину на самолёте.

Сама ледяная глыба была разделена между африканскими местными жителями, людьми, которые никогда прежде не видели льда. Часть льда была доставлена домой. Её использовали для подачи напитков для представителей средств массовой информации в Осло.

Экспедиция стала одним из «крупнейших рекламных трюков» всех времён» – и довольно успешным. Она не только достигла поставленной цели, но и поспособствовала широкому освещению компании Glassvatt и её продукции в международной прессе.


Источник: amusingplanet.com

31-05-2019 | Просмотров: 1750
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать