|
Электрическая лампочка и заговор: сияющий свет на запланированное устаревание
В Ливерморе (штат Калифорния, США) электрическая лампочка горела непрерывно 117 лет. Это удивительно — но является ли это доказательством глобального заговора? В пожарной станции №6 в Ливерморе (штат Калифорния) в небольшой стеклянной витрине хранится электрическая лампочка, которая светится тусклым светом. Выглядит она довольно обычно. Эта лампочка горит благодаря источнику бесперебойного питания, и веб-камера транслирует видео в режиме реального времени тысячам пользователей ежедневно. Эта лампочка называется Столетней, поскольку она работает уже более 117 лет с очень небольшими перерывами. В 2011 году она миновала очередной рубеж: миллион часов почти непрерывной работы.
Произведённая компанией Shelby Electric (Шелби, штат Огайо), эта 60-ваттовая лампочка кажется почти волшебной. Типичные лампочки накаливания рассчитаны на 2000 часов; это около 83 дней постоянной работы. Светодиодные лампочки могут прослужить намного дольше, около 50 тысяч часов (5,7 лет непрерывной эксплуатации). Что же тогда не так со Столетней Лампочкой? Чтобы выяснить это, мы обратились к тому, кто за ней приглядывает. Да, лампочки есть свой официальный смотритель.
«Я присматривал за лампочкой в течение многих лет и решил, что хочу поделиться своей историей, – написал Том Брамелл, отставной заместитель начальника пожарной службы Ливермора/Плезантона. – В 2000 году я стал сопредседателем комитета по электрическим лампочкам и официальным смотрителем этой лампочки, когда мы готовились к празднованию её 100-летия. В 2003 году я ушёл на пенсию, однако за мной осталась должность смотрителя Столетней Лампочки». Странно, что обычная лампочка может привлекать к себе столько внимания. Люди хотят увидеть её собственными глазами. Они с трудом могут поверить в её существование. Брамелл потратил много лет на эту лампочку, и он приписывает её долговечность хорошему, честному американскому мастерству. Он говорит, что в Ливермор приезжают люди со всей страны, чтобы увидеть её свет. «В мире продуктов, которые ломаются по истечении срока гарантии, я считаю, что те, кто приезжают посмотреть на Столетнюю Лампочку, хотят выразить таким образом глубокую признательность за наследие американской изобретательности и качество», – говорит Брамелл. Для многих лампочка стала символом планового устаревания — тактики, к которой прибегают производители, чтобы обеспечивать непрерывный поток прибыли. По сути, компании намеренно создают продукты, которые быстро ломаются; таким образом, потребители вынуждены покупать их повторно (во второй/третий/четвёртый раз и так далее). Мы задались вопросом, является ли это правдой. На самом ли деле компании могли бы создавать лампочки, которые служат более века? Ответ: да, производители могут выпустить ещё одну Столетнюю Лампочку, но они не хотят. В то время как Столетняя Лампочка является важным историческим артефактом, факт остаётся фактом: это не особо эффективная электрическая лампочка. Мы не будем слишком углубляться в детали электронной инженерии, но вот в чём суть: лампы накаливания работают благодаря тому, что электрический ток проходит через нить накаливания. Она становится горячей и начинает светиться. Чтобы защитить нить накаливания, внутри лампы создают вакуум, или в некоторых случаях её заполняют инертным газом. Столетняя Лампочка — и другие лампы, разработанные в то время — использует угольную нить, которая обладает более низким электрическим сопротивлением по мере того, как становится горячее. Кроме того, внутри неё имеется вакуум, который отчасти является причиной её долговечности. Однако, с практической точки зрения, факторы, которые обеспечивают долговечность лампы, делают её неэффективной.
Лампочки с угольной нитью накаливания чрезвычайно чувствительны к колебаниям электричества. Также они крайне неэффективны по сравнению с современными лампочками: они дают больше тепла, нежели света. «Такие лампочки долговечны, но не очень практичны», — утверждает Медхи Садагар, инженер-электрик и создатель YouTube-канала под названием ElectroBOOM. Садагар отмечает, что Столетняя Лампочка невероятно тусклая, она производит всего 16 люмен. По сути, она недостаточно яркая и может функционировать лишь в качестве ночного света. Такой она стала не сразу, а с течением времени. Первоначально Столетняя Лампочка светила ярко, однако сегодня она, по сути, бесполезна. Её бесполезность как раз может быть ключевой причиной долговечности: поддерживать тусклое свечение в течение десятилетий гораздо лучше для лампы, чем постоянно включать и выключать её. Первоначальный свет является наиболее интенсивной частью жизни лампочки, но, в отличие от Столетней Лампочки, большинство современных электрических лампочек нужно иногда выключать. «Нам нужны лампы, которые являются постоянными, — говорит Садагар, — однако с новыми светодиодными лампочками мы также можем запросто добиться высокой долговечности. Возможно, не такой, как в случае со Столетней Лампочкой, но, по крайней мере, световой поток будет постоянным, что гораздо эффективнее». Извините, теоретики заговора, но Столетняя Лампочка не является доказательством запланированного устаревания. Но если вы надеялись услышать историю о сомнительных людях, которые заключают сделки (по иронии судьбы) в тускло освещённых комнатах, у нас есть для вас хорошие новости. В 1920-х годах крупные производители лампочек, включая Osram, General Electric (который к тому времени поглотил компанию Shelby Electrical) и Philips, сформировали картель Phoebus. Он устанавливал цены, подавлял инновации и, самое главное, вступил в сговор, чтобы производить хрупкие лампочки, которые быстро перегорали.
Phoebus, который считается одним из первых международных картелей, установил тысячелетний стандарт жизни ламп, призванный выкачивать деньги из потребителей за счёт запланированного устаревания. Экономисты считают действия картеля одним из самых заметных случаев планового устаревания, и тактика работала — поначалу. Увы, лампочный заговор развалился в конце 1930-х годов из-за производственных проблем, вызванных началом Второй мировой войны. Внешняя конкуренция также внесла свою лепту. Электрические лампочки были крупным бизнесом, и картель не смог полностью уничтожить небольшие компании, которые производили продукцию более высокого качества. Когда картель развалился, конкуренция выросла. Сегодня у компаний нет причин производить электрические лампочки низкого качества, и долговечность современных светодиодных лампочек говорит о том, что новый картель Phoebus вряд ли сформируется в ближайшее время.
Тем не менее, Phoebus показал коммерческую жизнеспособность запланированного устаревания. Эта концепция приводила потребителей в ярость на протяжении последних нескольких десятилетий. В конце 2017 года гигант потребительской электроники Apple попал под раздачу за намеренное замедление старых моделей iPhone, чтобы заставить потребителей переходить на новые телефоны (в свою очередь, представители компании утверждают, что замедление было необходимым, чтобы аккумуляторы iPhone функционировали должным образом).
Буквально недавно Apple подверглась критике из-за своих новейших моделей MacBook Pro с SSD-накопителем, который встроен в материнскую плату. Замена накопителя фактически невозможна, поэтому компьютер имеет ограниченный срок службы. «SSD-накопители выходят из строя не по той же причине, что и жёсткие диски, но в конечном итоге они всё равно выходят из строя, – поясняет Бен Кармитчел, президент Datarecovery, компании, которая восстанавливает файлы с повреждённых носителей. – Встроенный в материнскую плату SSD-накопитель гарантирует, что потребителю в конечном итоге придётся купить новый компьютер. Но это не должно никого удивлять — после использования одного и того же ноутбука в течение пяти или шести лет большинство людей всё равно захотят перейти на более новую модель».
«В случае с компьютерами и смартфонами обновление аппаратного оборудования неизбежны, — отмечает Кармитчел. — Люди вряд ли будут довольными, используя десятилетние технологии, поэтому производители могут прибегать к запланированному устареванию. Это часть индустрии». И хотя планируемое устаревание может быть приемлемым в определённых областях, потребители и государственные учреждения иногда сопротивляются этому. В начале 2018 года французские прокуроры начали расследование, чтобы выяснить, планирует ли Apple делать старые iPhone устаревшими. Директива Европейского Союза по отходам электрического и электронного оборудования запрещает производителям бытовой техники продавать продукты, которые не отвечают определённым требованиям к долговечности. В Соединённых Штатах антитрестовское законодательство не позволяет формироваться картелям вроде Phoebus (со смешанными результатами, как показало исследование Стэнфордской школы права). В то время как потребители и производители продолжают спорить по поводу запланированного устаревания, Столетняя Лампочка продолжает сиять. Ну, не то, чтобы сиять. В общем, вы поняли. В конечном счёте, это веди символ мастерства, а не корпоративной жадности. Брамелл говорит, что популярность Столетней Лампочки только возросла за последние годы. Веб-камера, безусловно, способствует этому, хотя не всегда всё бывает гладко.
«После празднования столетнего юбилея [в 2001 году] на веб-сайте были тысячи просмотров, – рассказывает Брамелл. – Поскольку за лампочкой наблюдали со всего мира в режиме реального времени, кто-то предложил воспользоваться источником бесперебойного питания (ИБП), чтобы лампочка не погасла из-за каких-либо сбоев. По иронии судьбы, 20 мая 2013 года лампочка погасла посреди ночи более чем на девять часов. Люди сочли, что она умерла. Мне позвонили – это было спустя десять лет после моего выхода на пенсию – и попросили приехать на станцию. По пути я позвонил на станцию и поручил команде воспользоваться удлинителем, что вернуло свет. Лампочка продолжает светиться, и ИБП регулярно подвергается техническому обслуживанию». Да, по иронии судьбы, не сработал современный источник питания – а не сама лампочка. Надеемся, она будет сиять ещё лет сто (хотя и не очень ярко). 13-02-2019 | Просмотров: 2664
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|