29-летний фотограф и дизайнер Ульрик Коллет (Ulric Collette) из канадской провинции Квебек создал серию снимков “Генетические портреты”, в котором совместил лица близких родственников.
кузина/кузен: Жюстина - 29 лет и Ульрик - 29 лет.
сестра/брат: Карин - 20 лет и Дэнни - 25 лет
братья: Кристофер - 30 лет и Ульрик - 29 лет
отец/сын: Лаваль - 56 лет и Винсент - 29 лет
отец/сын: Дэнис - 53 года и Вилльям - 28 лет
сестры-близнецы: Лоранс и Кристина – 20 лет.
братья: Мэтью - 25 лет и Ульрик - 29 лет.
мать/дочь: Франсин - 56 лет и Кэтрин - 23 года.
сестры: Кэтрин - 23 года и Вероника - 29 лет.
дочь/мать: Вероника - 29 лет и Франсин - 56 лет
Проведённые недавно и не связанные между собой исследования причин и последствий симметричности/асимметричности людских лиц складываются в любопытный диптих, показывающий... скорее всего, предельную сложность человека — биологического и социального существа — как объекта для изучения. Согласно штудии Сантьяго Санчеса-Переса, работающего в Барселонском и Эдинбургском университетах, и Энрике Турьегано, представляющего Мадридский автономный университет, симметрия человеческого лица, сильно коррелирующая с его, лица, красотой, связана с такой человеческой чертой, как эгоизм.
Учёные поставили группу участвовавших в их эксперименте людей перед «дилеммой заключённого». Каждый участник пары условных пленников, не общавшихся между собой, выбирал между альтруистичным и эгоистичным решением; по условиям, больше выигрывал тот, кто предпочитал эгоистичное решение в расчёте на то, что «напарник» выберет альтруистичное. Затем исследователи соотнесли результаты ответов с симметрией лиц испытуемых; оказалось, что люди с симметричными лицами (то есть красивые) эгоистичнее в своём поведении. Санчес-Перес и Турьегано объясняют обнаруженную ими закономерность биологическими факторами: цитируемые ими другие исследования выяснили, что у людей с симметричными лицами меньше врождённых заболеваний, чем у среднестатистического человеческого индивида, и поэтому (а также благодаря своей привлекательности) они самостоятельнее и нуждаются в других меньше, чем эти другие нуждаются в них. Другое исследование, проведённое в Эдинбургском университете группой под руководством профессора Йена Диэри, связывает асимметрию лица с тяжелым детством. Учёные исследовали по 15 зон на фото 292 участников долгосрочного мониторинга Lothian Birth Cohort 1921, сделанных в 83-летнем возрасте, и пришли к заключению, что бедность и связанные с ней факторы (перенаселённость жилья, туалет во дворе, сигаретный дым, плохое питание, болезни) оставляют на лице неизгладимый след. Даже если человек впоследствии становится богатым (как упомянутые исследователями телеповар Гордон Рамзи и художница Трейси Эмин), асимметрия не пропадает. Обе работы подкреплены ссылками на источники и собственными изысканиями авторов; конечно, есть соблазн предположить (так как в первом случае увязываются симметрия лица и её последствия, а во втором — отсутствие симметрии и его причины), что люди с симметричным лицом эгоистичнее, поскольку происходят из «верхних» социальных слоёв (представители которых, согласно ещё одному исследованию, менее склонны сотрудничать с другими). Тем не менее наши («КЛ») наблюдения пяти поколений одной семьи показывают, что отчётливая асимметрия лица (точнее, крыльев носа) может быть наследственной, а не обусловленной индивидуальным развитием чертой. Очевидно, детерминированность каждого человеческого индивида биологическими и социальными, общими и индивидуальными факторами задаёт такую степень сложности, которую линейными корреляциями не опишешь.