Новое теоретическое исследование, посвящённое страусам, показало, что компьютерная модель длинношеих зауроподов, использованная для моделирования движений динозавров в документальном фильме Би-би-си «Прогулки с динозаврами» и ставшая основой для экспозиции в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке (США), неправильно реконструирует степень гибкости их шеи.
Предыдущие оценки отталкивались от положения шейных позвонков, но Мэтью Кобли из Университета Юты (США) и его коллегам удалось продемонстрировать, что эти выводы были, скорее всего, неточны, так как модели не учитывали роли мягких тканей, то есть мускулов и хрящей.
Struthio camelus massaicus из Восточной Африки (фото Dan Edmunds).
Анализ страусов, крупнейших птиц современности, длина шеи которых относительно остального тела лучше всего сопоставима с пропорциями зауроподов (жираф — млекопитающее), привёл исследователей к заключению о том, что увеличение мышечной массы в области шеи уменьшает максимальную гибкость последней. Изменение расстояния между позвоночными суставами и количества хрящей в шее тоже, по-видимому, снижают гибкость.
Музейные экспонаты и фильмы живописно изображают зауроподов, шея которых якобы могла выполнять широкий диапазон движений, одинаково легко поднимая голову динозавров к вершинам деревьев и опуская её до уровня травы. В действительности, если верить новым данным, зауроподы обладали менее гибкой шеей, из-за чего их рацион был ограничен — а следовательно, занимаемая ими экологическая ниша была вовсе не так велика, как может показаться. (Да, жираф способен наклонить голову до земли, но, во-первых, это происходит сравнительно редко, а во-вторых, он по-прежнему млекопитающее.)
Каким же образом динозаврам, возможности которых учёные вот так жестоко урезали, всё-таки удавалось съедать в среднем около 400 кг растительной массы в день? Либо что-то не так с оценками энергопотребления зауроподов, либо динозавры вели очень активный образ жизни, перемещаясь от дерева к дереву. Авторы склоняются к тому, что это всё-таки были деревья, а не кустарники, ибо на большой высоте у зауроподов не было конкурентов (параллель с жирафами). Может казаться сколь угодно странным, что существа массой до 100 т и длиной до 30 м (аргентинозавр) были эволюционно успешными травоядными, просуществовавшими целых 100 млн лет, но это действительно так.
Г-н Кобли между тем подчёркивает очень важную мысль: «Я считаю, что любое компьютерное моделирование какой бы то ни было биологической системы, будь то отдельный орган или целый динозавр, необходимо тщательно проверить, после чего заручиться признанием научного сообщества. И только потом результаты можно представлять публике. Одной красоты мало, реконструкции должны основываться на реальных, эмпирических данных о живых животных, иначе они только запутают».