D I S C O V E R Y
 

Яд чёрной мамбы избавит от боли

 

Африканская чёрная мамба — одна из самых неприятных змей. Обладая довольно склочным характером, она не жалеет яда, и человек, если ему «повезло» столкнуться с этим существом, получает дозу, которая в десять раз превышает смертельную. Летальный исход наступает через 20 минут.

Но совершенно дикие и опасные яды часто служат основой для лекарств, и зелье чёрной мамбы не исключение: учёные из французского Национального научно-исследовательского центра обнаружили в нём вещества, которые могут послужить обезболивающими. Причём более удобными и эффективными, чем, к примеру, опиаты.

 

Чёрная мамба закусывает крысой.

Чёрная мамба закусывает крысой. (Фото Rod Patterson.)

Опиатные болеутоляющие, при всей своей популярности, имеют ряд недостатков. Они вызывают привыкание, и со временем дозу приходится повышать, а чем мощнее доза, тем больше риск побочных эффектов: тошноты, запоров, нарушений дыхания, возникновения зависимости от препарата и пр. Как пишут исследователи в журнале Nature, мамбальгины — белки, содержащиеся в яде чёрной мамбы, — могли бы стать более удобной альтернативой опиатам-анальгетикам.

Мыши, которым вводили белки яда мамбы, терпели действие горячей воды на хвост или лапу вдвое дольше. Мамбальгины также уменьшали чувствительность к боли, которая сопровождает воспаление. Правда, спустя пять дней непрерывного применения к ним всё же появлялось привыкание, но оно было гораздо слабее, чем у опиатов. Побочных эффектов вроде нарушения дыхания у мышей под мамбальгинами также не обнаружилось.

Яд мамбы отличается от опиоидов по механизму действия. Если, к примеру, морфин воздействует на опиоидные рецепторы, то мамбальгины подавляют работу белков, образующих кислоточувствительные ионные каналы (ASIC). Про эти каналы известно, что они играют главную роль в формировании болевого сигнала, но точный механизм их работы до сих пор плохо изучен. Интересно, что яд мамбы при введении его непосредственно в мозг или спинномозговую жидкость влияет на иные типы ASIC, чем тогда, когда его вводят, например, в лапу. То есть потенциально мамбальгины могут, с одной стороны, стать основой для анальгетиков самого широкого спектра действия, а с другой — помочь в расшифровке нейрофизиологических механизмов боли.

На сегодня есть только один анальгетик, основанный на яде животного, — зиконитид, базирующийся на яде морского моллюска из семейства Конусов.

Когда появится аптечный препарат? Большой вопрос. Однако уже известно, что по крайней мере in vitro мамбальгины могут подавлять активность человеческих кислоточувствительных ионных каналов. За последние 10–15 лет, по словам учёных, было выпущено слишком мало новых болеутоляющих, что во многом объясняет повышенный интерес к мамбе и прочим ядовитым тварям, которые могут стать потенциальными источниками новых лекарств.


Источник: nature.com

23-09-2012 | Просмотров: 9086
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать