D I S C O V E R Y
 

Как Кузя фотомоделью был...

 

Пообещал на днях рассказать историю снимка с прыгающей лисой, который победил в категории "Звери" на "Золотой черепахе" пару лет назад. История получилась с маленькой предысторией.


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Не раз уже говорил, что дальние походы, беготня по лесам и долам для фотосъемке природы далеко не всегда бывают результативны.. Умение видеть гораздо важнее, чем хорошие ноги. Можно годами успешно снимать в радиусе одного километра от своего деревенского или лесного дома, как это делает мой брат Николай в Брянском лесу. Помните строки у Рыленкова: "… в трех шагах от родного порога неразгаданных тайн у меня еще много". Я тоже мечтаю о таком подходе, но темперамент пока никак не позволяет. Но иногда жизнь ставит в такие условия, что надолго оказываешься привязанным к порогу…

Весной 2007 года застрял я вместе с братом Димой на Кроноцком аэродроме, в той самой избушке, где сейчас живу. (Около года назад я писал об этом.) Больше месяца, мы просидели в ожидании вертолета. Продукты почти закончились, а апрель-май там время голодное: ни черемши, ни ягод, ни грибов. Хорошо в избушке оказались старые макароны и сухие собачьи корма (канадский зоолог в свое время завез для своих специально обученых лаек, которые помогали ему в изучении медведей). Выручили эти корма нас:)
Уйти далеко от избушки нельзя - вертолет мог прилететь в любой момент. Поэтому приходилось держаться в радиусе километра, чтобы заслышав долгожданный стрекот, успеть прибежать к вертолетной площадке. В избушке лежать - тоска, каждая книга и журнал по три раза перечитаны в непогоду. Но мы не тосковали - рядом с домом почти каждый день пробегали росомахи, с гор спускались северные олени, по ночам появлялись свежие волчьи следы, на кочках в тундре токовали белые куропатки, шел пролет птиц…

Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей. Но тогда мы не знали, что следующие обитатели избушки нарекут мужественного красавца таким кошачьим именем и звали его просто лисом. За много дней наблюдений мы узнали, где его норы, любимые места лежек, какими маршрутами он бегает… Подружка этого лисовина была нелюдимой, ее мы видели даже не каждый день, а лис постоянно крутился на глазах. Рядом с избушкой есть незамерзающий ключ примерно полукилометровой длины и метров четыре-пять шириной. Лис пару раз в день вдоль этого ключа пробегал, контролировал ситуацию - видать бывали тут удачные охоты или рыбалки. На свою любимую дневку под корягой у реки Кроноцкая он тоже бегал вдоль ключа. По следам на снегу я заметил. что перепрыгивал этот ключ лис всегда в одном и том же месте, где снежные наметы с двух сторон сужали ключ до полутора метров. На остальном же протяжении ключ был слишком широкий, чтобы лис мог его перепрыгнул, а лезть в воду он явно не желал. Я стал наблюдать в бинокль за прыжками, и понял, что в этом месте можно сделать динамичный снимок. Сначала хотел снимать прыжки дистанционно, управляя затвором камеры из снежного скрадка, но пока налаживал дистанционное управление, лис просто перепрыгнул воду сосем рядом со мной и остановился наблюдать, что я делаю. Стало ясно, что можно обойтись без особых ухищрений (хотя к дистанционной съемке все-равно пришлось после прибегнуть, когда снимал практически с поверхности воды ключа, чтобы лис оказался на фоне морозного утреннего неба).
Затемно, в часов в шесть утра, я приходил к этому месту и затаивался под берегом. Если все шло по штатному сценарию, за несколько минут до восхода солнца в полукилометре появлялся лис. У меня было несколько минут, чтобы приготовиться. Лис подбегал к узкому месту и прыгал. Камера Nikon D2x за примерно полсекунды лисьего полета успевала отмолотить 3-4 кадра. Все - можно идти завтракать собачьими кормами, пить несладкий чай и просматривать результат на компьютере. В хорошую погоду лис мог выйти на патрулирование своих угодий и днем. Иногда, заметив в бинокль лиса издалека, я успевал добежать до сужения ключа вперед зверька. Несколько раз мышиным писком удавалось развести лиса на дубль, но он быстро перестал реагировать на обман. И так я снимал каждый день, пока не растаял сугроб, с которого лис прыгал. Снимал в разную погоду, используя разные объективы, разную высоту камеры над водой, разные сочетания выдержки диафрагмы… Можно было вытянуть из этой ситуации даже больше, например, положить через ключ бревнышко, чтобы снять лиса бегущим по нему, но я ограничился прыжками. Вот несколько снимков из нескольких сот, сделанных за месяц ожидания вертолета.

Какой снимок из этой коллекции послать на конкурс - решила жена, она у нас этим командует и довольно успешно. Я бы послал самый верхний. Но мой отбор бывает успешным редко, поскольку не умею отделять прожитых при съемке эмоций от снимков, и отбираю дорогие для меня, которые далеко не всегда лучшие.

А каков ваш выбор из этой серии?


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Нашей постоянной фото-видеомоделью был лис со шрамом на бедре - названный в будущем Кузей


Источник: shpilenok

08-01-2011 | Просмотров: 7771
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать