D I S C O V E R Y
 

Малоизвестная история животных-мореплавателей

 


Британские моряки с талисманом сдавшегося немецкого флота, ноябрь 1918 года

Трудно сказать точно, но люди – в данном случае Homo erectus (человек прямоходящий) – скорее всего, построили первое мореходное судно примерно 800 тысяч лет назад. С тех пор наша способность конструировать корабли и бороздить морские просторы приобрела критически важное значение для многих важнейших человеческих процессов – начиная от миграции и торговли и заканчивая исследованиями и, конечно же, войной. Но мы – не единственный вид, который ходит в море. Наряду с отважными мужчинами-мореплавателями, на борту часто оказывались не менее храбрые животные.

Когда исследователи провели первое глобальное исследование древней кошачьей ДНК, они обнаружили, что кошки были одомашнены на Ближнем Востоке и в Египте около 15 тысяч лет назад. Позже они появились и в Европе – отчасти благодаря мореплавателям (начиная от финикийцев и заканчивая викингами), которые часто брали их на борт для борьбы с грызунами. Несколько тысяч лет спустя римляне начали брать с собой на борт военных кораблей кур, чтобы предсказать исход сражения – если куры ели, это предвещало победу. Римский генерал Публий Клавдий Пульхр испытал этот трюк перед битвой при Депане против карфагенян в 249 году до нашей эры. Он проигнорировал плохой знак и выбросил птиц за борт. Римский флот был почти уничтожен. Несмотря на этот эпизод, животные-мореплаватели редко попадали в книги по истории. Только недавно культурные учреждения по всему миру начали обращать внимание на историю животных, которые ходили в море.

Австралийский офицер с собакой у штурвала (фотография была сделана в период с 1907 по 1928 год)

«По какой-то причине несколько лет назад многие морские музеи Великобритании, Австралии и Соединённых Штатов начали проводить выставки, посвящённые животным-мореплавателям, поэтому я решила собирать информацию об этом, – говорит Патриция Салливан, основатель и куратор онлайнового Музея питомцев-мореплавателей. – Поначалу я думала, что займусь этим проектом, когда выйду на пенсию, однако люди стали буквально заваливать нас фотографиями, записями из журналов и прочими письменными свидетельствами, связанными с животными-мореплавателями».

Салливан основала свой ресурс в 2006 году. В его развитии женщине помогают четыре волонтёра из её родного города Аннаполиса (штат Мэриленд). Она определяет понятие «животное-мореплаватель» весьма широкими рамками: «Мы включаем животных, которые жили или работали на воде или близи неё, а также помогали людям в мирные и военные времена».

В список входят не только собаки, кошки и цыплята, но и бакланы, которые были одомашнены в качестве рыболовных птиц в отдельных частях Азии, и гораздо более крупные животные – такие как медведи и олени, которые сыграли важную роль в морской истории севера.

Саймон – первый кот в британской военной истории, который был удостоен награды

Одним из видов морской деятельности, в которых животные принимали участие, была война. Салливан делится историей Саймона, кота, служившего на борту судна Британского королевского флота «Аметист», которое находилось в ловушке на реке Янцзы на протяжении трёх месяцев после того, как было атаковано Народно-освободительной армией Китая во время Гражданской войны в 1949 году. Храбрый кот был удостоен престижной Медали Марии Дикин от Народной ветеринарной амбулатории (англ. People's Dispensary for Sick Animals – PDSA), британской благотворительной организации, за боевые травмы, борьбу с нашествием крыс и повышение морального духа экипажа. Саймон стал первым котом в британской военной истории, который был удостоен награды.

«Героем самой известной истории в США, связанной с животными-мореплавателями, является Синдбад, талисман Береговой охраны, который отличился во время Второй мировой войны», – пишет Салливан. Синдбад был псом смешанной породы, служившим на борту судна USCG Campbell, которое защищало американские конвои во время Второй мировой войны. В 1943 году, после атаки подводной лодки, которая едва не потопила Campbell, Синдбад стал медиа-сенсацией. По словам Эдди Лллойда, редактора журнала «Береговая охрана» (англ. Coast Guard), Синдбад был собачьим воплощением настоящего моряка. «Он был упрямым моряком. И ему было всё равно на медали за хорошее поведение», – писал Ллойд. Иногда пёс терялся в портах или вызывал проблемы в зарубежных странах. Возможно, именно поэтому сотрудники Береговой охраны так сильно его любили: он одновременно был плохим и хорошим, как и все люди.

За семь лет службы на борту Campbell Синдбад был награждён шестью медалями, включая Памятную медаль обороны Америки и Медаль Победы во Второй мировой войне. После смерти Синдбада в его честь был воздвигнут памятник в Барнегат-Лайт (штат Нью-Джерси).

Синдбад и его товарищи на палубе USCG Campbell, 1943 год

Питомцы также были доверенными компаньонами морских исследователей. «Многие домашние животные работали на исследовательских судах», – говорит Салливан. Собаки помогали охотиться в портах захода, а кошки истребляли грызунов. Более того, животные-мореплаватели играли важную эмоциональную роль в долгих, изнурительных, однообразных и опасных путешествиях, которые отличались неопределённостью. «В то время моряки находились в море по несколько месяцев, а то и лет, поэтому домашние животные помогали им бороться со стрессом, – говорит Салливан. – Я думаю, люди сходили бы с ума без своих питомцев».

 

Несколько лет назад Сари Мяенпя, куратор центра изучения истории мореплавания и кораблестроения Forum Marinum Maritime Centre в Турку (Финляндия), работала исследователем в Морском музее Финляндии, где она впервые обнаружила в архивах записи о животных-мореплавателях. «Я наткнулась на множество фотографий, особенно из эпохи парусного мореплавания. На них кошки и собаки выглядели как самые настоящие члены экипажа. После этого я начала видеть их изображения повсюду».

Команда шотландского парохода SS Strathgarry с капитанским терьером и двумя котами

Возникает главный вопрос: если домашние животные были так важны для членов экипажа, то почему их присутствие настолько плохо задокументировано? Мяенпя предполагает, что здесь сыграла роль культуры моря. «Тема животных-мореплавателей ранее не рассматривалась и не анализировалась с критической точки зрения, – говорит она. – Я бы сказала, что историки неохотно раскрывали аспекты морской жизни, обнажавшие трещины в гегемонической мужественности». Таким образом, Мяенпя решила продолжить исследования и написала статью «Моряки и домашние животные: мужчины и их питомцы на борту финских парусных судов ХХ века», которая была опубликована в «Международном журнале морской истории».

Японский моряк на грузовом судне

В статье Мяенпя поясняет, что в иерархической социальной среде корабля проявление эмоций считалось признаком слабости. Животные были единственными допустимыми объектами привязанности. «Моряки не скрывали своей потребности в питомцах, – пишет она. – Владение домашними животными не шло вразрез с мужественным образом моряков».

Мяенпя приводит в качестве примера историю о Кирри, коте, плававшем на борту Parma, финского парусного судна, совладельцем которого был австралиец Алан Джон Вильерс. Он оставил после себя много дневников о своих морских приключениях. Кирри был «милым, прекрасным персидским котёнком», которого капитану Parma подарили в порту Бротоне (Австралия). Согласно записям Вильерса, Кирри быстро поднялся по социальной лестнице корабельного зверинца, включавшего двух кроликов, нескольких свиней, собаку и кота, принадлежавшего одному молодому матросу.

Финские моряки играют с котом

Днём Кирри спал в капитанской шляпе, а вечером игрался на палубе юта. «Я верю, что если бы Кирри оказался за бортом, мы бы тут же спустили на воду лодку и бросились спасать его, независимо от погодных условий», – писал Вильерс.

Салливан поделилась ещё одной историей о котах-мореплавателях. Её героем стал полосатый кот по кличке Миссис Чиппи, который плавал на борту норвежского экспедиционного корабля Endurance.

Члены экипажа британского судна

Миссис Чиппи (моряки решили не менять кличку животного после того, как выяснилось, что это был кот, а не кошка) гулял по тонким леерам даже в самую суровую погоду. Когда корабль Endurance попал в ловушку во льдах Антарктиды в 1915 году, капитан Эрнест Шеклтон решил покинуть корабль, застрелив перед этим всех «слабаков» на борту – включая нескольких ездовых собак и Миссис Чиппи. В своём дневнике он написал: «Сегодня днём три молодых щенка Салли, Сириус Сью и Миссис Чаппи, кот плотника, должны быть застрелены. Мы не можем себе позволить содержать слабаков в новых условиях». Позже он добавил: «Маклин, Крин и плотник, кажется, тяжело переживают гибель своих друзей».

Макниш (плотник), как сообщается, никогда не простил Шеклтона, даже после того, как им невероятным образом удалось бежать с корабля и спастись. Из-за такого отношения ему не присудили Полярную медаль, которой были награждены его товарищи по команде. В 2004 году Антарктическое общество Новой Зеландии создало бронзовую статую Миссис Чиппи в натуральную величину и установило её на могиле Макниша в Веллингтоне.

Финские моряки с котом

Сегодня большинство стран не разрешают животным официально работать на судах, однако, как поясняет Салливан, это не мешает морякам подбирать бездомных кошек в портах. Давняя традиция держать питомцев на борту корабля продолжает жить. Одним из самых ярких примеров, пожалуй, является Моника, курица, которая путешествует по всему миру со своим хозяином, французом Гиреком Соуди. В 2014 году он покинул родную Бретань на борту судна Yvinec.

«В отличие от людей, она вообще ни на что не жалуется, – заявил Соуди во время интервью для BBC News в 2016 году. – Она следует за мной повсюду и не создаёт никаких проблем. Всё, что мне нужно сделать – это крикнуть “Моника!”, и она мигом придёт ко мне. Она потрясающая».


Источник: atlasobscura.com

14-01-2018 | Просмотров: 2959
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать