|
Как смертельно опасный рис едва не погубил Токио и японский флотВ 1877 году японский император Мэйдзи стал свидетелем того, как его тётя, принцесса Казу, умерла от широко распространённого заболевания: какке. Её состояние было типичным для всех больных: распухшие ноги, вялая, замедленная речь, онемение и паралич конечностей, судорожное сокращение мышц и рвота. Смерть часто становилась следствием сердечной недостаточности.
Загадочная смертельная болезнь, которая поражала принцесс и моряков Сам император время от времени страдал от того же недуга всю свою жизнь. В какой-то момент он решил профинансировать исследование этой странной болезни. Это был вопрос жизни и смерти: для императора, его семьи и правящего класса Японии. В то время как большинство болезней поражали бедных и слабых, от какке страдали богатые и влиятельные люди, в особенности жители городов. Этот любопытный факт дал какке иное название – Эдо вадзурай (Эдо – так раньше называли Токио). Но самое интересное заключается в том, что причину какке не замечали на протяжении столетий: мелкий шлифованный белый рис.
Император Мэйдзи и его семья Шлифованный белый рис был символом статуса – он был дорогим из-за того, что требовал кропотливого труда: его нужно было очищать от шелухи, шлифовать и промывать. В Японии бедняки ели бурый рис или же другие углеводы, такие как батат (сладкий картофель) или ячмень. Богатые же питались шлифованным белым рисом, помимо прочих продуктов. И в этом состояла суть проблемы. Снятие внешних слоёв рисового зерна приводит к удалению одного важного питательного вещества: тиамина, или витамина В1. При недостатке тиамина у животных и людей развивается какке – болезнь, ныне известная под названием «бери-бери». Однако слишком долго причина заболевания оставалась неизвестной. В своей книге «Бери-бери в современной Японии: создание национального заболевания» Александр Р. Бей описывает усилия врачей Эдо-эпохи по исследованию какке. Большинство считали, что причины заключались в сырости и влажности. Один врач назначил самураю травяные препараты и голодание, это не помогло, и тот скончался через несколько месяцев. Другие врачи сжигали сушёную полынь на телах пациентов, чтобы простимулировать «Ци» и улучшить кровообращение. Некоторые средства действительно работали – даже если они применялись не по причине истинного понимания болезни. Кацуки Гюзан, врач, живший в XVIII веке, считал, что сам Эдо был виновником какке. Он писал, что самурай, прибывший в Эдо, заболевал какке из-за воды и почвы. И только те, кто возвращался в свои провинциальные дома – через перевал Хаконэ – исцелялись. Пациенты, которые страдали от тяжёлой формы заболевания, по мнению Кацуки, должны были действовать быстро, поскольку «самые серьёзные случаи всегда заканчивались смертью». Поскольку шлифованный белый рис был менее доступен за пределами Эдо и в сельской местности, отказ от его употребления в пищу и был лекарством. Врачи также советовали пациентам употреблять ячмень и красную фасоль, богатые на витамин В1.
Процедура прижигания К 1877 году ситуация, связанная с бери-бери, заметно ухудшилась. Специальные приспособления сделали шлифованный рис доступным для масс. Правительство решило ввести его в рацион армии и морского флота. (Белый рис, как оказалось, дольше хранился, в отличие от бурого, который мог прогоркнуть в тёплую погоду.) Солдаты и моряки неизбежно столкнулись с авитаминозом В1. Эта проблема перестала касаться только представителей высшего класса. В своей статье «Британская Индия и проблема бери-бери» Дэвид Арнольд пишет, что к тому времени, когда император решил профинансировать исследование какке, эта болезнь успела опустошить Южную и Восточную Азию, в особенности от неё страдали «солдаты, моряки, плантационные рабочие, заключённые и пациенты психиатрических лечебниц». В этот момент в ситуацию вмешался врач по имени Такаки Канехиро. Почти сразу же после присоединения к военно-морскому флоту в 1872 году он заметил, что большинство моряков страдали от бери-бери. Однако лишь после того как Такаки окончил медицинскую школу в Лондоне и вернулся домой, чтобы занять должность директора Токийского морского госпиталя, он смог что-либо предпринять по этому поводу. Опросив моряков, страдавших от бери-бери, он обнаружил, что «чаще всего заболевание поражало заключённых, далее шли моряки и младшие офицеры, а потом – офицеры».
Приспособление для шлифовки риса Поскольку их питание сильно отличалось, Такаки пришёл к выводу, что причиной болезни был недостаток белка. (Это противоречило широко распространённой в то время теории о том, что бери-бери было инфекционным заболеванием, вызываемым бактериями.) Такаки даже попросил о встрече с императором, чтобы обсудить свою теорию. «Если причину данного заболевания обнаружат за пределами Японии, это будет бесчестно», – заявил он императору. Однако изменения не были быстрыми. По состоянию на 1883 год, из 1000 японских моряков 120 страдали от бери-бери.
Такаки также заметил, что военнослужащие западных ВМС не страдали от какке. Однако питание в западном стиле было дорогим; к тому же, моряки не употребляли хлеб. В скором времени произошёл случай, который позволил Такаки подтвердить свою теорию. В 1883 году на родину вернулся учебный корабль с курсантами на борту, которые побывали в Новой Зеландии, Южной Америке и на Гавайях. Из 370 курсантов и членов экипажа 169 заболели бери-бери, ещё 25 скончались от неё. Такаки предложил провести эксперимент при участии другого учебного корабля, «Цукуба», который должен был проделать тот же самый маршрут. Он использовал все свои связи, чтобы заменить белый рис в рационе курсантов хлебом и мясом. Пока «Цукуба» путешествовал по миру, Такаки не мог найти себе места: если члены экипажа умрут от берибери, он станет посмешищем. Позднее он сказал одному из своих студентов, что покончит жизнь самоубийством, если эксперимент провалится.
Мужчина, страдающий от бери-бери Вместо этого, «Цукуба» вернулся в Японию с триумфом. Всего 14 членов экипажа заболели бери-бери – и они были теми, кто отказался от предписанной диеты. Предположения Такаки были не совсем точными: он считал, что проблема заключалась в белке, а не тиамине. Но поскольку мясо было дорогим, Такаки предложил давать морякам богатый белками (равно как и витамином В1) ячмень. Спустя несколько лет болезнь бери-бери была почти побеждена. Но только среди солдат военно-морского флота. В 1885 году Такаки стал военным хирургом, однако другие врачи продолжали совершать нападки на его теорию и подвергать сомнению полученные результаты. Печальным последствием было то, что в то время как военнослужащие ВМС ели ячмень, армия питалась исключительно рисом.
Японский военный госпиталь во время Русско-японской войны Результаты были смертельными. Во время Русско-японской войны в 1904 году бери-бери погубила 27 тысяч солдат. В конце концов, ячмень стал неотъемлемой частью рациона военных после того, как был выявлен истинный источник болезни – шлифованный белый рис. Тем не менее, тогда витамины ещё не были обнаружены, и споры по поводу того, что на самом деле вызывало бери-бери, затянулись на десятилетия. Однако лишь немногие отрицали, что Такаки раскрыл смертельную тайну белого риса. В 1905 году он за свои старания стал членом титулованной аристократии. Его в шутку прозвали «Ячменным Бароном». 27-02-2018 | Просмотров: 5669
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|