Яд крохотных австралийских медуз вызывает целую цепь эффектов, суммарно именуемых синдромом Ируканджи. В список входят сильная головная боль; боли в спине, мышцах, области живота и таза; тошнота и рвота; гипертония; тахикардия и отек легких. Это богатство симптомов сбивает с толку врачей, которые ошибочно решают, что человек скончался от пищевого отравления или проблем с сердцем, хотя на самом деле пациента убила медуза, про контакт с которой он и вовсе забыл.
Крошечная медуза ируканджи. Она не больше ногтя, но ее яд способен убить взрослого человека буквально за 20-30 минут. Спасти человека удается не всегда.
В течение долгого времени считалось, что Ируканджи встречаются только у северного побережья Австралии, но в недавнем документальном проекте National Geographic утверждается, что их видели у побережья Британских островов, Японии и Флориды. Кроме того, их присутствие фиксировалось в Малайзии, а в 2012 году новый вид Ируканджи обнаружили в водах Филиппин (этот вид так и назвали – Malo Filipina).
Вообще Медуза ируканджи — это группа тихоокеанских медуз необычайной ядовитости. Включает 16 видов, среди них: Carukia barnesi, Carukia shinju, Malo kingi, Alatina mordens, Alatina moseri и другие.
Впервые об этом «миниатюрном убийце» услышали в 1952 году, когда академик Гюго Флекер заинтересовался одной странной, на его взгляд, закономерностью. Рыбаки одного австралийского племени — ируканджи – по возвращению на берег часто заболевали очень странной болезнью, которая сопровождалась ужасной болью в нижней части спины и желудке, сильной рвотой и обильным потоотделением. Академик предполагал, что причина кроется в каком-то незаметном морском обитателе, предположительно медузе, но обнаружить его не удалось. И лишь через 14 лет разгадка была найдена.
Эта заслуга принадлежит австралийскому доктору Джеку Барнсу. Несколько дней подряд он неустанно исследовал морское дно в том районе, где аборигены ловят рыбу и обнаружил то, что искал. Миниатюрную прозрачно-беловатую медузу с 4-мя почти невидимыми щупальцами, длина которых, несмотря на ее крошечные размеры – 12 мм на 25 мм — могла варьироваться от пары миллиметров до 1 метра.
Но найти — это лишь часть дела. Надо еще доказать правоту своих предположений и описать синдром отравления этим ядом. Для этого он выбрал не самый лучший, но, пожалуй, единственный возможный на тот момент способ – доктор ужалил себя, своего взрослого сына и одного из членов команды. Все трое в скором времени оказались в больнице, в реанимационном отделении. Их удалось спасти.
В результате эта крошечная медуза получила 2 названия: первое — в честь этого австралийского племени (медуза ируканджи), а второе – в честь доктора Барнса (Carukia barnesi).
Джеку Барнсу удалось достоверно описать все синдромы отправления. Это сильная головная боль, острые боли в области живота и таза, в нижней части спины, сильные мышечные боли, рвота, головокружение, потливость, тахикардия, гипертония и отек легких. Место ожога пронзает сильная боль, уменьшить которую можно лишь введением морфина. Вот возможный «набор ощущений» (синдром Ируканджи), ожидающий незащищенного ныряльщика в северной части подводного царства Большого Барьерного рифа. В некоторых случаях он может привести к смертельному исходу.
Так произошло в 2002 году с двумя туристами – 58-летним англичанином и 44-летним американцем. Несмотря на все усилия врачей, спасти их не удалось. Противоядие от яда этих крошечных медуз еще не создано.
Синдром ируканджи имеет следующие симптомы: тошнота и рвота, головная боль, судороги и то состояние, которое учёные описали как «предчувствие надвигающейся гибели». Пациенты настолько уверены в том, что скоро умрут, что порой обращаются к врачам с просьбой ввести что-нибудь сильнодействующее, чтобы побыстрее покончить с этим. То есть они просят об эвтаназии! Видимо, на то есть серьёзная причина. Вот как одна из врачей описала симптомы укуса ируканджи: «Невероятная боль в пояснице, вызывающая ощущение дрели, сверлящей вашу спину, постоянная тошнота и рвота продолжительностью до двух минут и частотой каждую минуту на протяжении как минимум 12 часов. И ещё потоотделение такой интенсивности, что медсёстрам приходится отжимать простыни каждые 15 минут. А также странное чувство в мышцах, мешающее двигаться и причиняющее ужасные боли». Кроме того, токсин повышает тревожность до невозможного при обычных обстоятельствах уровня, что и является причиной гнетущих мыслей о грядущей гибели.