Пауки и паучихи едят друг друга даже на сытый желудок и порой ещё до спаривания. Среди пауков такой межполовой каннибализм может быть инструментом полового отбора, когда самцы и самки отсеивают особей, от которых популяции уже мало пользы.
Взаимоотношения самцов и самок у пауков — известнейший пример супружеского каннибализма: кто не знает о несчастных пауках, которых паучихи поедают во время романтического свидания! Чаще всего столь «возмутительное» поведение самок объясняют тем, что им после оплодотворения нужно много питательных веществ, чтобы отложить яйца.
Но супружеский каннибализм можно «оправдать» и иначе: это может быть форма полового отбора, когда самец или самка выбраковывают неподходящих, некондиционных партнёров. То есть самка, съедая «плохого» самца, повышает шансы самца «хорошего» оставить потомство.
Гипотеза эта, как показали исследования учёных из Масарикова университета (Чехия), вполне правдоподобна. Ленка Сентенска и Стано Пекар в течение двух лет наблюдали за пауками Micaria sociabilis из семейства земляных пауков. Они сажали самца с самкой и смотрели, кто кого съест. При этом самец и самка могли различаться по размеру и возрасту, то есть молодой паук мог оказаться один на один со старой паучихой. Эксперименты ставили с сытыми пауками, чтобы они не ели друг друга просто с голоду.
Самцы и самки пауков Micaria с удовольствием едят. Едят друг друга. (Фото MACRO Polo.)
В статье, появившейся в Behavioral Ecology and Sociobiology, биологи пишут, что пауки начинали есть друг друга вскоре после первого контакта, когда о спаривании даже речи ещё не было. Напомним, что пауки не были голодны и паучихам не нужно было думать о скорой кладке. (То есть, строго говоря, такой каннибализм и супружеским назвать нельзя: он ведь имел место до каких-либо интимных отношений.) Наконец, каннибализм был двусторонний, то есть не только самки закусывали самцами, но и самцы уплетали самок.
Чаще всего самка становилась жертвой самца тогда, когда она была старше его, а самец появился на свет летом. Пауки, которые вывелись летом, оказывались крупнее родившихся весной, и большой размер летнего самца давал ему преимущество при столкновении с самкой, особенно если та была из мелкого весеннего поколения. При этом авторы подчёркивают, что размер самки особой роли не играл, то есть она могла быть довольно крупной или относительно мелкой, но если она была на поколение старше самца, то её шансы остаться в живых оказывались призрачными.
Иными словами, самцы выбраковывали старых самок, расчищая дорогу молодым. При этом они не делали разницы между теми самками, что уже спаривались, и паучихами, которые не успели, так сказать, вкусить супружеской жизни.
В общем, можно сказать, что межполовой каннибализм у пауков действительно представляет собой инструмент полового отбора. Причём отбор этот осуществляют как самки, так и самцы — разумеется, если это позволяют их размеры.
У видов с мелкими самцами и крупными самками первые, может, и рады бы заняться вот таким отбором среди вторых, но эволюция, увы, не дала им такой возможности.