Группа ученых из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Лейбницкого Института биологии сельскохозяйственных животных выяснили, что самкам бонобо дают однополые связи. Исследование опубликовано в журнале Hormones and Behavior.
Бонобо, или карликовые шимпанзе, приматы семейства гоминид, к которому относятся и люди. Их отличает меньшая внутривидовая агрессия по сравнению с обычными шимпанзе, но в целом их нравы в дикой природе изучены меньше, чем у шимпанзе. Бонобо известны своим разнообразным сексуальным поведением. Вкупе с их предполагаемым миролюбием между стаями и внутри них, а также совместным доминированием полов, это стало причиной того, что они получили прозвище «обезьяны-хиппи».
Известно, что бонобо часто занимаются сексом, в том числе однополым. Однополые контакты случаются не реже межполовых, причем в наибольшей степени к ним склонны самки. Существует несколько теорий, объясняющих функцию однополого сексуального поведения у этих приматов, например, что это способ снижения социальной напряженности, предотвращения агрессии или формирования социальных связей. Однако ни одна из этих теорий не может объяснить, почему такое поведение встречается так часто только среди самок.
Чтобы узнать причину, авторы работы следили за обезьянами, живущими на участке в Демократической Республике Конго, за которым биологи наблюдают уже много лет. Сбор данных продолжался год.
Исследователи определили сексуальных партнеров и сравнили с предпочитаемыми для других социальных мероприятий, например, теми, кого приматы поддерживали в случае конфликта. Кроме того, ученые замеряли уровень окситоцина — гормона, который выделяется при дружественных социальных взаимодействиях, включая секс, и помогает развивать сотрудничество. У человека он участвует в установлении связи между матерью и младенцем, а также снижает тревогу, служит для успокоения и улучшения доверия между партнерами.
Оказалось, что самки предпочитают заниматься сексом с другими самками, а не с самцами. При этом после такие пары чаще оставались рядом, чем пары после гетеросексуального контакта. Также именно после однополого секса у самок повышался уровень окситоцина.
Партнеры, которые чаще занимались сексом, так же часто поддерживали друг друга в конфликтах, и это было верно и для межполовых контактов, и для всех однополых. Однако большинство из этих коалиций были сформированы среди самок. «Вполне возможно, что большая мотивация к сотрудничеству между самками, опосредованная физиологически окситоцином, — ключ к пониманию того, как самки достигают высоких уровней доминирования в обществе бонобо», — поясняет соавтор работы Мартин Сурбек.
Авторы исследования отмечают, что человеческое гомосексуальные отношения достаточно сильно отличаются от поведения даже ближайших наших родственников. Однако у людей альянсы между представителями одного пола так же предоставляют много преимуществ, включая взаимную социальную поддержку и совместное использование ресурсов. Существуют исторические и межкультурные свидетельства того, что такие альянсы часто укреплялись посредством различных сексуальных взаимодействий.