D I S C O V E R Y
 

Почему у людей появляются "мурашки" на коже?

 


Наши "мурашки" – это одна из необычных причуд, которые делают нас людьми.

Человеческие тела обладают множеством странных функций, и мурашки, или «гусиная кожа» – одна из них.

"Мурашки" – это практически универсальная реакция на холод. Тем не менее, по какой-то причине эти крошечные точки на коже также появляются, когда мы напуганы или движимы тем, что внушает страх.

Что именно в этих абсолютно разных переживаниях вызывает такую реакцию на нашей коже? И почему мурашки появляются на коже в первую очередь? Ответы коренятся в нашей эволюционной истории.

Волосатые предки

Современные люди, вероятно, не считают мурашки чем-то полезным. Но, по мнению учёных, для наших предков они имели существенное значение.

Тело человека разумного некогда было покрыто густой волосяной растительностью. И мурашки – феномен, известный как «пилоэрекция» – обеспечивал ранним людям некоторую дополнительную защиту от холода, выполняя функцию своего рода современного пуховика.

Когда мы подвергаемся воздействию холода, он заставляет крошечные мышцы у основания каждого волоска сокращаться, из-за чего те поднимаются. Этот непроизвольный рефлекс делал волосяной покров наших предков более пушистым, захватывая небольшое количество воздуха близко к коже, что создавало эффект утепления. Мы видим, что это происходит и среди других представителей животного царства. Так, куры распушают свои перья для сохранения тепла.

И хотя слово «мурашки» может показаться забавным, в них нет ничего смешного, когда дело доходит до встречи с врагом. Мурашки, поднимающие волосы, также являются реакцией на угрозы, которая заставляла наших предков казаться больше и страшнее. Только представьте себе кошку или собаку, когда их шерсть, кажется, вот-вот полетит. Их распушенная шерсть – это признак того, что они разозлились и активировали режим «бей или беги».

Кошка против собаки

Бесстрашная кошка. Благодаря пилоэрекции распушенная шерсть заставляет кошку выглядеть более крупной и страшной.

Несмотря на то, что люди потеряли большую часть своего волосяного покрова, мурашки никуда не делись. Но что действительно озадачивает, так это то, что мы покрываемся мурашками не только тогда, когда нам холодно или когда мы чувствуем угрозу. Многие из нас испытывают мурашки, когда мы сталкиваемся с чем-то прекрасным и внушающим благоговение.

Кожные оргазмы

Если когда-нибудь после прослушивания песни на вашей коже появлялись мурашки, значит, вы испытывали то, что известно как «фриссон» (frisson в переводе с французского означает «дрожь», «трепет»). Некоторые исследователи называют такие реакции «кожными оргазмами», и они ощущаются как волны, нежно омывающие кожу.

По словам Митчелла Колвера, исследователя из Университета штата Юта, который занимается изучением данного феномена, фриссон(иногда можно услышать называния «эстетический озноб» и «музыкальный озноб») создаётся почти так же, как и дрожь от холода.

«Наш эмоциональный мозг легко ввести в заблуждение, когда речь идёт об угрозе, – написал Колвер в электронном письме. – Наша симпатическая нервная система активизируется и рвётся вперёд, потому что наш эмоциональный мозг говорит: "Что это, чёрт возьми?!?!"».

Бей или беги

Наш мозг всё, что провоцирует эмоции – даже позитивные (счастье, например) – воспринимает как угрозу, по крайней мере, поначалу, как утверждает Колвер. Таким образом, резкий толчок, скрежет по доске или высокая нота, взятая вашим любимым певцом, кажутся одинаковыми для нашего мозга. Это крик, а значит, он таит в себе опасность. Это происходит благодаря миндалевидному телу, области мозга, ответственной за обработку эмоций.

Переживания, пробуждающие эмоции, активизируют нашу примитивную реакцию «бей или беги». Когда наше миндалевидное тело воспринимает угрозу – будь то реальную или нет – оно посылает в гипоталамус сигналы SOS. Гипоталамус функционирует отчасти как диспетчерский центр, и его работа заключается в том, чтобы обеспечивать связь с телом. Это активизирует нашу симпатическую нервную систему, часть нашей вегетативной нервной системы.

И когда наша симпатическая нервная система активируется, происходит выброс гормона стресса – адреналина, который вызывает мурашки по коже, а также другие непроизвольные стрессовые реакции, такие как учащённое сердцебиение и потные ладони.

Колвер говорит, что сигналы бедствия, исходящие от миндалевидного тела, продолжают подниматься по когнитивному пути к рациональному мозгу, где они правильно определяются. Итак, мурашки часто возникают потому, что наш мозг работал напрасно.

«В течение нескольких секунд между интерпретацией нашего эмоционального мозга и интерпретацией нашего когнитивного мозга буквально происходит что-то весьма забавное: эмоциональный мозг запускает все наши типичные реакции на угрозы. Мурашки по коже – это только одна из пяти. Затем, через долю секунды, когнитивный мозг говорит: "Не беспокойся, успокойся. На самом деле это прекрасно"», – поясняет Колвер.

 

Вот почему вы можете испытать дрожь от довольно безобидных вещей, таких как посещение концерта. Одни только крики толпы способны вызвать мурашки.

«Ваш эмоциональный мозг… как маленький испуганный кролик в лесу. Он ожидает смерти за каждым углом. Таким образом, крики толпы будут звучать как то, чего мы должны бояться», – говорит Колвер.

Часто именно музыка вызывает дрожь. По словам Колвера, определённые инструменты, темпы и ноты способны провоцировать кожные оргазмы. Неожиданный или особенно резонирующий звук может активировать реакцию «бей или беги».

«Громкие или пронзительные звуки (например, высокая нота, играемая на скрипке) интерпретируются как угроза», – говорит он.

Предрасположенность к кожным огразмам

В то время как мурашки от холода довольно универсальны, Колвер говорит, что не все испытывают кожные оргазмы. По оценкам, они доступны 55-80% людей, причём одни склонны испытывать их чаще, чем другие.

В 2015 году Колвер обнаружил, что мы с большей вероятностью испытываем «эмоциональный озноб», когда мы когнитивно погружаемся во что-либо. И люди, которые занимают высокое место в модели личности «Большая пятёрка», кажется, предрасположены к фриссону.

«Люди с высоким уровнем открытости имеют гораздо более низкий порог к трепету, – сказал Колвер. – В то время как одним людям нужно прыгнуть с парашютом, чтобы испытать острые ощущения, другие покрываются мурашками, просто увидев, как на экране убивают мультяшного льва под звуки громкой музыки».

Помимо типа личности, в этом определённую роль играет то, как устроен наш мозг. Результаты недавнего исследования показали, что люди, склонные к музыкальному ознобу, обладают мозгом, в котором наблюдается большая связь между слуховыми и эмоциональными областями обработки.

Исчезнут ли наши мурашки?

Учитывая то, что мы давно избавились от лишних волос на теле, возможно ли, что мурашки также исчезнут? Колвер так не думает. Мурашки по коже (даже фриссон), по сути, являются побочным продуктом функциональной реакции «бей или беги», которая «встроена» по умолчанию в наш мозг и обеспечивает выживание.

«Самое интересное заключается в том, что люди, которые уделяют много внимания своему окружению и способны правильно интерпретировать стимулы, с большей вероятностью выживут и передадут свои гены, – поясняет Колвер. – По моим прогнозам, процент людей, которые могут испытывать фриссон, со временем будет расти».


Источник: blogs.discovermagazine.com

16-08-2019 | Просмотров: 881
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать
Ещё по теме