D I S C O V E R Y
 

РУСАЛКИ-ТАИНСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА УРАЛА

 

Уральский фольклор очень богат всякими историями про встречи... с русалками.

По мнению учёного XIX в. Т.Н. Грановского, “содержанием любых преданий и легенд всегда служит действительная быль, и, переходя от поколения к поколению, из века в век, она часто носит на себе печать сказки, но не более того”. Недаром говорят, что устное народное творчество – это кладезь мудрости.
Если серьёзно и непредвзято отнестись к преданиям, поверить в силу народной памяти о былом, учесть особенности народной молвы, то перед нами откроется поистине сказочный мир, но вполне реальный и объективный. Ведь в каждом слове наших предков есть весомая доля истины, отворачиваться от которой мы просто не имеем права.
Уральский фольклор очень богат всякими историями про встречи... с русалками. Много таких историй приходит к нам из глубокой старины. Однако мы не будем углубляться в средние века, а рассмотрим только несколько примеров, относящихся к недавнему ХХ веку. Я не стал перебирать всю имеющуюся литературу по данной тематике, а взял лишь то, что было у меня под рукой.
Этот случай когда-то рассказала Ф.И. Бородулина (1880 г.р.) из села Полднево Полевского района: “Жили мы у самой воды, прямо за огородом река была, раньше она шире была да глубже. Поставил отец утром морды. Целый день на покосе был, вечером вспомнил про морды, пошёл их проверить. Подходит к воде, тянет, а морды-то нет. А из того места выныривает девка, да такая баская из себя. Рукой манит и зовёт: “Лезь в воду, там твои морды, глубже, глубже в воду лезь!” Он разделся – и в воду. Идёт, идёт – ему уже по горло, а девка всё дальше его зазывает. Его уже скрывать с головой начало, девка засмеялась, хвостом мотнула и исчезла. С тех пор отец больше не ходил к воде и морды не ставил”.
Здесь можно смело утверждать: отец Бородулиной действительно лишился морды, и явно не по своей вине, о чём сразу же поведал дочери (и наверное, не ей одной). Насчёт “девки” же определиться трудно: хочется верить, что она наверняка была, только вряд ли разговаривала человеческим голосом (понятно, почему).
А вот что было записано со слов М.Ф. Ефимовой (1899 г.р.) в небольшом уральском городке Н. Салда: “Раньше у нас в пруду какая-то ведьма жила с длинной косой, чугунной сковородкой. Это Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород – сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут – не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала. Ребятишки боялись. А днём никого нет, купаются”.
В данном случае сомневаться в существовании русалки нет причин. Правда, остаётся неясным, был ли у неё хвост. Даже если и не было его, то ситуацию это не меняет. Русалки часто предстают перед очевидцами не в обычном мифическом образе – с чешуйчатым рыбьем хвостом, а с похожими руками и ногами, как у человека (в этом мы ещё убедимся – см. далее). Главное – что они обитают в воде!
Что касается бобов, то тут уместно такое допущение: эта Опалиха просто питалась ими, а “чугунная сковородка” служила ей предметом защиты (видимо, она боялась людей – тех ребятишек).
В Нижней Салде до сих пор проживает М.А. Фролов, который лично испытал неописуемый ужас при виде Опалихи: “Сидели однажды вдвоём с товарищем у нас в огороде, грызли бобы. Вдруг видим, что идёт что-то волосатое с клюкой и прямо на нас. Так у меня с того времени порок сердца образовался, а товарищ стал заикаться и до сих пор заикается. Многие детишки тогда страдали от этого”.
Жительница г. Сысерти Н.И. Макарова (1893 г.р.) отличилась своей краткостью, пересказав историю в максимально сжатом виде: “У нас русалки в воде живут... Какой-то мужик гребень золотой нашёл, дак к нему по ночам русалки ходили и говорили: “Отдай гребень, отдай гребень”. У русалки какой-то взял его”.
Что ж, наличие русалок, наверное, тут можно опровергнуть. Судя по всему, тот мужик нашёл на берегу обыкновенный гребень, который случайно обронила девушка. Или же этот гребень он украл, когда та купалась. Причём лицо вора она видела. Хотя, здесь есть заметные нестыковки: почему девушки ходили к нему именно по ночам, а не днём? Да и вообще непонятно, откуда у крестьян могло взяться золото. В общем, слова Макаровой нам придётся оставить на её совести. И какова дальнейшая судьба гребня, мы уже никогда не узнаем.
Приведу ещё отрывок из повествования В.М. Медведева (1887 г.р.), проживавшего в деревне Медведево Верхне-Салдинского района: “Один старик рассказывал, что ему постоянно мерещилось. Раньше рыбы много было, вот он и ходил на Тагил-реку за три версты. Там гора есть – Высокий камень. Там и мерещило ему. Будто песни на той стороне напевали, вроде как русалки, да кони бегали – кажись, черти. Это пугало старика, и он решил по ночам там больше не рыбачить...”.
До сих пор речь шла только о преданиях. Однако помимо преданий существуют ещё так называемые былички, относящиеся к жанру фольклорной несказочной прозы. Они на Урале также очень популярны. Вот лишь одна из многих историй, записанная 15 лет назад.
Было это в 1936 году. Жительница Нижнего Тагила А.С. Азисова (тогда ещё ребёнок) вместе со своим отцом ездила через Уральский хребет (район географической границы между Европой и Азией) из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в трёхстах метрах от него находилась заброшенная графитная шахта. На месте давнишней выработки образовалось неширокое озеро, берега которого уже заросли кустарником и деревьями. Именно там отец собирался показать дочери то, что в народе называется русалками. Им посчастливилось увидеть неких человекоподобных существ с руками и ногами, как у человека, но не имеющих рыбьих хвостов и чешуи, как описано в мифах. Отец и дочь долго за ними наблюдали. Эти странные существа появлялись из воды и взбирались на дерево, с которого то и дело прыгали в воду. При этом с их стороны доносилось мелодичное “пение” без слов...
Воспоминание о поющих русалках Александра Степановна пронесла через всю жизнь. Она и сейчас не против съездить в те же места, чтобы оживить впечатления детства.
В том, что старые выработанные шахты и брошенные рудники Урала действительно таинственны, мы убеждаемся ещё раз на примере сказок П. Бажова: недаром он столько написал о Хозяйке Медной горы!
Русалки давали о себе знать и после Великой Отечественной войны, и даже в наши дни. 25 августа 1974 года в первом часу ночи житель деревни Александр Катаев (молодой парнишка, но уже бывалый охотник) шёл по берегу реки Чусовой. Неожиданно он услышал, как кто-то бултыхается в воде. Подумал, что это большая рыба. Но когда до него донеслось странное бормотанье, он подкрался ближе к берегу и залёг в кустах. В нескольких метрах от себя он увидел мужчину и женщину, не похожих на людей. Оба казались серого цвета, только у самки волосы на голове были сплошь в рыжих кудрях, и она была явно беременна. “Мужчина” достал из кустов коробку из скрученной бересты и чем-то в нее уложенным стал угощать свою подругу. Возможно, они ели ягоды. При этом весело махали руками, дёргали ногами, самка визгливо смеялась неестественным металлическим голосом. Забавляясь, стучали камнем о камень. Пытались, видимо, высечь огонь, однако летели только искры. Иногда переговаривались между собой. Голосовые звуки были отрывочны, вроде “кы-кы”, “ну-ну”. В конце концов им надоело сидеть на одном месте: зашли в воду и поплыли бесшумно на противоположный берег. Хотя из воды торчали только головы незнакомцев, Катаеву всё же удалось за ними проследить (благодаря лунному сиянию). Переплыв реку, они стали отряхивать друг друга руками, а затем быстро полезли вверх по крутой монолитной скале. Оказавшись на вершине, тут же исчезли в темноте...
Свою невероятную историю, которую вряд ли можно отнести к фольклорному жанру, Саша изложил приехавшему к нему из Москвы участнику семинара по реликтовому гоминоиду М. Трахтенгерцу. Опираясь на метод перекрёстного допроса в очной ставке, Трахтенгерц сделал вывод, что Саша говорит правду. Сопоставление данной информации с показаниями других очевидцев, собранными нашими энтузиастами за десятки лет, выявило много закономерных совпадений, что практически исключает возможность фантазирования. К тому же, после пережитого приключения Александру стало плохо и его положили в больницу: увиденное сильно потрясло его, он испытал настоящий шок, вот болезнь и возникла на нервной почве...
Итак, подведём долгожданный итог. В том, что русалки и в самом деле обитают на Урале, можно уже не сомневаться. Земля уральская издревле хранит в себе массу загадок. И одна из этих загадок – реальное существование якобы мифических русалок. Хочется надеется, что XX век не был для них роковым.

Д. Волобуев. Русалки на Урале

Источник: cryptozoology.ru

10-08-2009 | Просмотров: 6879
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать