Изящный ренессансный замок Вилландри возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего здесь в давние времена строения. 4 июля 1189 года, когда Вилландри был укрепленной крепостью, здесь произошла встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии. Беседа двух суверенов проходила в средневековой юго-западной башне и закончилась подписанием мира в Азэ-ле-Ридо в пользу Филиппа-Августа.
Несколько веков спустя владение перешло к Жану Ле Бретону, государственному секретарю Франциска I, которому было поручено руководство строительством замков Фонтенбло и Шамбор. Жан Ле Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии, решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Он сравнял с землей наиболее древние строения, за исключением донжона, и начиная с 1536 года приступил к строительству нового здания, имеющего П-образную форму по отношению к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично ренсссансными, они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI века. Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордера, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и тимпанами.
Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и в направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.
Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника.
Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей.
В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков. По другую сторону рва, внизу раскинулся огород; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это может быть самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI веке были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией.
Вилландри. Замки Франции Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был восстановлен благодаря усилиям доктора Йохима Карвалло, который в начале этого века перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.
В 1574 году замок принадлежал маркизу де Кастеллан, который реконструировал его в духе своей эпохи: окна получили арочное обрамление, были добавлены балконы, на нижнем этаже колоннада двора была закрыта стеной, с тем чтобы разместить кухни и новые коридоры. Служебные помещения, расположенные с северной стороны замка, предохраняют сады от холодных ветров. Этот свой вид замок сохранял до 1906 года, когда доктор Карвалло, врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку его первоначальный облик. Карвалло встал во главе Ассоциации, объединившей владельцев исторических памятников, что позволило открыть для широкой публики многие замки и дворцы.
Квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой. Создается впечатление разноцветной шахматной доски:
Между квадратами установлены беседки с фонтанами:
Огород находится в ложбине. Сверху его обрамляют галереи с виноградной лозой:
На втором ярусе раскинулся декоративный сад:
Чуть выше находится лабиринт из кустов:
Посередине стоит смотровая вышка, откуда видны все проходы:
Чтобы игроки не жульничали, в некоторых кустах установлена сетка:
Сбоку от огорода есть аллея с лекарственными травами:
В саду растет 5000 деревьев:
При виде посетителей голодные рыбы раскрывают пасть и ждут подачки.
По материалам сайтов: sergeydolya.livejournal.com, francetour.ru